Кто из беларусских птичеров не помнит сайты на бесплатном хостинге с детальной информацией про животных нашей страны, которые несколько лет назад всегда оказывались в топе при поиске в гугле любого вида птиц?
Кроме отличных фотографий, подробнейшей и обильной информации (Интернет в отличие от бумаги не зажимает авторов) каждая видовая статья имела внизу список источников. Мало кто и сейчас знает, кто стоит за всей этой гигантской работой.
В мире, где развлекательный контент нередко затмевает научную информацию, находятся люди, готовые скрупулезно перелопатить десятки источников, чтобы составить практически монографическую статью об одном виде птиц или зверей. Николай Гурков, пенсионер из-под Витебска, самостоятельно создал уникальный электронный справочник «Фауна Беларуси», включающий в себя информацию о тысячах видов позвоночных и беспозвоночных животных нашей страны.
Все началось с увлечения природой, а со временем переросло в кропотливую работу по сбору всей опубликованной информации о фауне.
Путь энтузиаста оказался непростым: несколько лет назад немецкая платформа Jimdo и последующих санкций заблокировала сайты Николая, и часть информации была утеряна. Но он не сдался — восстановил материалы и продолжает пополнять информационную базу, хотя поисковики теперь плохо находят его сайты.
В интервью «Дикой природе» Николай рассказал, как создавал справочник, что его вдохновляет и с какими трудностями ему приходится сталкиваться.
— Николай, расскажите немного о себе, о своем детстве. Может быть, родители интересовались природой и заложили это и Вам? Как Вы пересекались с природой в детстве, в молодые годы?
— На природе я бывал, но не воспринимал ее как-то по-особенному и биологией не интересовался. Родился под Витебском в поселке Лужесно. Отец был военным летчиком, семья переезжала из города в город, последним был Кировабад (ныне Гянджа) в Азербайджане, где я прожил 6 лет и закончил школу.
Николай Гурков с классом в горах Аджикенда с классом. Узнали, где он на фото?
Потом поступил в мореходку на штурмана. На практиках ходил в море обычным матросом (в сумме 15 месяцев). Самая интересная была первая. Парусник «Крузернштерн» стал на ремонт и поэтому нас отправили на 6,5 мес. к берегам Анголы на плавбазе «Боевая Слава».
18-летие отметил чуть южнее экватора! До этого пройдя знаменитое «крещение» с Нептуном, чертями и прочими атрибутами. Первые вживую увиденные дельфины, киты и акулы, первые крабы, медузы и диковинные для меня рыбы.
Хотя в училище мы изучали ихтиологию, как наука она не заинтересовала. Но самое главное – ночное небо южного полушария. В школе я увлекался астрономией, а тут – знаменитый Южный Крест! Ну, и прочие диковинные созвездия, которые не видны у нас.
Затем меня отправили по распределению на Камчатку в рыболовный флот, там мне не очень понравился быт, год отработал и ушел.
Вернулся на «родину предков» потому что надоело болтаться по Союзу.
Но и здесь природой увлекся не сразу. Как именно это произошло, даже не помню.
Таким Николай Гурков вернулся в родные места с Камчатки
— А чем Вы занимались, когда вернулись на родину?
Сначала пошел в мелиорацию, так как жилье получить там было быстрее всего. Потом перешел в котельную на соседней птицефабрике и вот с 1985 года работаю там, а с начала 1990-х живу в д. Хайсы.
Хобби у меня постоянно менялись. Аквариум, астрономия, даже в прозу ударялся и несколько лет шлепал на печатной машинке, которую мне подарила жена на день рождения. Потом авиамоделирование – копии в масштабах 1:72 и 1:100. Больше сотни слепил. Собирал чертежи, выписывал журналы.
А как развалился Союз, стали недоступны многие российские журналы. Тогда записался в областную библиотеку, где они были. Наряду с этим ходил в нашу хайсовскую библиотеку, где местный библиотекарь заказывала мне архивные подшивки технических журналов из районного хранилища. Именно в местной библиотеке я и натолкнулся на 5-томник «Энцыклапедыя прыроды Беларусі».
Николай Гурков на “Что? Где? Когда?”. Высшая лига г. Витебска.
— Это было историческое начало Вашего проекта – справочника по фауне Беларуси?
— Вроде того. Увидел, что есть информация по насекомым и паукам, но разбросана по пяти томам. Стал выписывать в тетрадки. В деревне друг друга все знают и мне очень помогла местная библиотекарь, разрешив брать по 1 тому домой, что вообще-то запрещалось. Так что одним из прародителей проекта можно назвать Марию Зубач 🙂
— Как шёл процесс сбора информации? Вы сразу начали с научных источников?
— «Проглотив» 5-томник, стал дополнять информацией из областной библиотеки. Переписывал обрывочные списки наших насекомых и пауков, что-то добавлялось единично. Так накопилось очень много тетрадок, ксерокопий. Тогда интернета (по крайней мере, у меня) не было. Ну а когда уже интернет появился, решил все это с бумаги перекинуть в электронный формат.
Лет десять назад или чуть больше мне попался простенький конструктор сайтов. Тогда же пришла и идея – собрать на этом конструкторе для себя всю информацию о белорусской фауне, чтобы было удобно и структурированно.
К тому времени мне в руки попала книга Василия Гричика и Леонида Бурко «Животный мир Беларуси. Позвоночные» – и это меня перекинуло на позвоночных. Ведь там были полные списки и рыб, и птиц, и зверей – всё готовое.
Ну и решил весь этот материал «раздербанить», разобрать по страничке на каждый вид, добавить иллюстрации. Так появился мой самый первый сайт, и был он по позвоночным Беларуси.
Всё это я затеял только для себя — и не для учёта увиденного, а просто чтобы знать, какие у нас вообще есть животные и сколько их. Кстати, отсюда и такой странный адрес у сайта – gurkov2n. Это просто мой логин, и я не думал, что он останется. Я хотел что-то вроде chordata-by или fauna-belarus. Но увидев, что его уже изменить нельзя, особо не огорчился, так как был уверен, что сайты нужно «раскручивать» и этот сайт никто не увидит. А он взял и раскрутился сам по себе.
Позже, уже как раз для «раскрутки» сайтов по беспозвоночным, добавил ссылки на главную страницу основного сайта, так и получилось что-то вроде объединения всех моих сайтов по фауне.
Тексты составлял из «подручного материала», что мог найти, по крупицам. Внизу страницы обычно указаны источники и авторы, чтобы люди знали, что это не мои измышления. Но на некоторых сайтах это указано на отдельных страницах, помеченных в меню как «Материалы».
— А как Вы перешли от книг к общению с учёными? Когда поняли, что хотите уточнять данные, а не просто копировать их из источников?
— Когда у меня появились соцсети, в “Одноклассниках” стал замечать, что люди выкладывают фото разных птиц, преимущественно обычных. Более сложных определять я не умел, да и сейчас с этим проблемы.
Параллельно ВКонтакте я познакомился с орнитологом Денисом Кителем – он оказался довольно общительным и помогал в определении птиц по фото, так что отпала необходимость уточнять их названия на различных форумах. А позже к удивлению обоих мы выяснили, что пересекаемся и по стрекозам. Денис удивился, что «стрекозиный сайт» — мой и что я не биолог, а я – тому, что орнитолог – один из ведущих наших спецов по этим насекомым. Он не только помогал определять стрекоз по фото, но и своевременно сообщил о нескольких новых для Беларуси видах, нередко информация на сайте появлялась раньше публикации.
Постепенно у меня появилась новая цель – заменить у себя на сайте все зарубежные фото, собранные из интернета, на наши, белорусские, как всегда, с авторством и разрешением на использование. Натолкнул на эту мысль Владимир Пенькевич, в своё время разрешивший использовать все свои фото. Тогда он еще работал в ПГРЭЗ и многие фотографии были уникальными. Такой же карт-бланш я получил от любителя природы и классного фотографа Владимира Бондаря. Я осмелел, стал спрашивать у людей. Оказалось, помогать готовы почти все!
Позже через “Фейсбук” познакомился и с другими орнитологами – так и сложился у меня целый круг знакомых специалистов по птицам.
— Кто ещё из зоологов вам помогал?
По осам меня консультировал сам Александр Шляхтенок — наш главный специалист по этим насекомым. Правда, обратился я к нему уже после того, как сделал сайт. Проштудировав его каталог ос, обратился лично: почему отдельных видов у него в каталоге нет, хотя они указаны в некоторых публикациях других авторов, а также его собственных? Он ответил очень быстро и довольно подробно по каждому пункту, где вид был неправильно определен, а где идентификация сомнительная. На этом наше общение и закончилось, но было видно, что человек открыт к диалогу.
Несколько раз обращался за консультациями и к другим нашим мэтрам: В. В. Гричику, Т. Г. Дерябиной, И. Э. Самусенко. А молодых биологов перечислять очень долго J)
Особо хотел бы отметить Екатерину Маковецкую. Во-первых, она сама меня нашла, во-вторых, предоставила полный (и официальный) список наших муравьев, в-третьих, официальный список пауков Иванова, который на тот момент был еще недоступен, в-четвертых, помогла разобраться с фамилиями некоторых наших биологов-женщин, которые сменили свои фамилии, в-пятых, дополнила информацию о некоторых семействах двукрылых – кровососок и других. Эта девушка мне помогла по стольким направлениям, что у меня нет слов…)
— Что за все годы было для Вас самым сложным?
На начальном этапе самое сложное было как раз найти людей с белорусскими фотографиями. Я никогда не беру ничего без спроса. Фото используются в первую очередь по личной договоренности с автором после обсуждения как указать автора (фамилия, псевдоним или ник, а также имя или инициалы. Обычно все соглашаются, только несколько человек отказали.
Второй путь – фото с iNaturalist с доступной лицензией. Здесь стандартно – ник автора, указание лицензии и прямая ссылка на источник. Это же относится и к «импортным» фото.
Начинал я, когда у меня были из соцсетей только Одноклассники и ВКонтакте и я мало кого знал из фотографов дикой природы. Лишь на Фейсбуке я нашёл как целое сообщество любителей птиц и специалистом по ним, так и специалистов по млекопитающим. Помогает и iNat.
Пользуюсь и нашими Telegram-чатами, как крупными, такими как «Птушкі з фотастужкі», «Насекомые и их знакомые», «Дикие животные Беларуси», «Ціў-ціў», так и локальными. Нередко связываюсь с авторами, договариваюсь об использовании их фото. Но по птицам сейчас почти все заполнено, только по самым редким видам не хватает фото.
— С какими классами или отрядами у Вас было больше всего проблем в поиске информации?
— В принципе, публикации были по всему. Но если брать свежую информацию, то, конечно, о некоторых отрядах млекопитающих. У нас очень мало сейчас данных.
— А как часто Вам приходится обновлять информацию?
— Сейчас новыми материалами пополнять особо не приходится. Необходимых для меня публикаций стало маловато. Они есть, но не для моих сайтов. Исключение – три новых статьи по паукам, данные из которых я уже добавил на реанимированный сайт.
— Помогает ли Вам кто-то непосредственно с наполнением, администрированием сайтов?
— Нет.
— Какую часть вашего справочника Вам было бы больше всего жалко, если бы она по каким-то причинам исчезла с концами?
— Наверное, список насекомых. Потому что его мне не восстановить уже никак. Остальное — есть литература, можно все обратно легко собрать. А там я собирал из каких-то энциклопедий, справочников или еще откуда-то, уже и не помню. У меня-то списки есть эти, но это придется опять идти в библиотеку и искать эти книги – что очень сложно. И очень неинтересно переделывать одно и то же.
— Получали ли Вы какую-либо обратную связь от пользователей своих справочников?
— Некоторые орнитологи и бёрдвотчеры писали мне, особенно когда исчезли сайты, мол, куда делась справочная информация? Объяснял, что восстанавливаю. В общем, самый востребованный, получается, раздел про птиц. Некоторое время теребили по муравьям, но потом успокоились.
— Вы уже столько лет занимаетесь сбором информации, ведением сайтов. Вам не надоела эта работа, не было ощущения, что это превратилось в долг, а удовольствия больше не приносит?
— Нет-нет-нет, это у меня хобби. Если устаю, так я перекидываюсь на другой сайт: у меня их несколько по интересам.
— А Ваши родные, внуки разделяют ваше увлечение?
— Внуков у меня двое, одному 16, другому шесть. У младшего есть свой аквариум, более-менее к природе тянется. А старший больше по спорту: и по телевизору смотрит, и сам занимается.
Когда у меня обнаружили последнюю болячку, я изначально в панику впал, особенно когда про онкологию узнал — это сильно по нервам дает, конечно. Ну и сразу хотел внуку всё передать, старшему. Тот сразу наотрез: не-не-не, я этим заниматься не буду. Другие увлечения, что поделаешь!
Николай Гурков с семьей: слева Антон и его сын Лев, справа – Алексей и его сын Роман.
— Как думаете, что сегодня мешает людям больше узнавать про родную природу?
— Нежелание. Другие интересы. Ни один мой внук, ни один мой сын толком не могут отличить ворону от галки. И от грача даже. Ну, это уже казус. Смешно. Младшего сейчас обучаю, вроде поддается. А старший больше в другую сторону: у него автогонки, баскетбол, футбол – направленность другая.
— Есть ли у Вас какие-то любимые, самые интересные для вас виды диких животных?
— А я не скажу вам даже. В целом, больше всего интересны млекопитающие и птицы.
— А были какие-то виды, которые Вас удивили?
— Наверное, это рысь и волк. У териолога Вадима Сидоровича по ним очень интересные монографии вышли. Жалко, что они все на английском языке – приходится переводить. Но вообще-то сейчас это относительно просто: автоматический перевод делаешь, потом обрабатываешь. Ну, вот там очень многое удивило. Например, про рысь я не знал, что самцы иногда приносят добычу самке, когда она с детенышами. Я был уверен, что они чисто одиночные животные. Оказывается, нет: у них бывает что-то вроде семьи — далеко не у всех, но случаи есть. Сидорович очень много такого описывает.
— Какое животное мечтаете встретить в дикой природе?
— Ну вот хотя бы рыську встретить. Я кошатник. Было у меня трое – две кошки и кот), сейчас осталась одна. Старая кошка зимой умерла. Чуть-чуть до 20 лет не дотянула. Ну а ее сын буквально с месяц тому назад умер.
— А из птиц кого хочется увидеть?
— Сизоворонку!
— О, попробуй у нас ее встретить сейчас! А из обычных видов какие Вам симпатичнее всего?
— За воронами особенно люблю наблюдать из окна, когда они хлебушек размачивают в луже или какие-то камушки тягают. Забавно, интересно, очень сообразительные они.
— Вы говорили, что раньше часто ходили в лес с фотоаппаратом. А сейчас получается бывать на природе?
— Сейчас уже редко. Раньше да, постоянно с фотоаппаратом тягался в лес, по сажалкам, по болотам. А сейчас у меня со здоровьем проблемы, поэтому далеко боюсь от дома отходить.
— За годы работы над темой фауны Ваш интерес к дикой природе, безусловно, вырос. Есть ли у Вас обеспокоенность ее сохранением? За что особенно переживаете в этом плане?
— За рысь и медведя. Так мы бились-бились, подписывали эти петиции – и ничего. Разрешили на них охоту.
— У Вас есть любимая книга о природе или автор, который Вас вдохновляет, которого хотите перечитывать снова и снова?
— Стыдно сказать, но я сейчас совершенно ничего не читаю. Вообще. Только научную литературу. Да и в принципе меня всегда интересовали именно справочники. Те наши старые, которые еще в годы СССР издавались. Вот они меня интересовали всегда. Любые: хоть о рыбах, хоть о пауках, хоть о чем угодно. Теперь таких полных справочников не издают – так, адаптации.
— Как Вы видите будущее своего справочника? Вы начинали его создавать для себя, но сейчас видите, что много кто тоже пользуется им и ценит.
— Сейчас даже и не знаю. Я думал, что он будет вечно висеть на этой бесплатной платформе. Они обещали, что это пожизненно, навсегда. Но кто же знал, что тут эти якобы санкции последуют и сайты удалят только из-за того, что я из Беларуси.
Не знаю, как будет в будущем – может, выйдут новые серьезные публикации, и мой справочник станет не нужен. Но пока информация в нем актуальна, и люди ее ищут. Поэтому восстанавливаю те разделы, которые пропали. Сейчас я в отпуске. Утром встаю и до 11 ночи леплю и леплю сайт с пауками – «ушел в запой».
Настоящие энтузиасты меняют мир не громкими заявлениями, а ежедневной кропотливой работой. История Николая Гуркова – пример того, как личное увлечение может перерасти в дело, значимое для других. Его работа – не громкий проект с миллионной аудиторией, а незаметный для многих, но важный труд, который помогает распространять информацию о природе Беларуси.
Мы бы хотели, чтобы о нём узнало больше людей. Будем благодарны, если вы поделитесь с другими этим интервью и актуальными ссылками на сайты-разделы справочника «Фауна Беларуси».
Муравьи, пчелы, осы, прямокрылые Беларуси – пока не восстановлены, но есть копии этих сайтов.
Фото из архива Николая Гуркова