Каждый год около 25 миллионов птиц разных видов незаконно убивают в Средиземноморье — регионе, где многие, такие как исчезающая обыкновенная горлица, совершают и без того опасные миграции.
Глобальная ассоциация природоохранных организаций BirdLife International помогает странам сократить этот показатель вдвое к 2030 году.
Я видела ужасные фотографии массовых убийств птиц, — вздыхает Лилла Барабас, сотрудница BirdLife.
Она не одна. В соцсетях мелькали шокирующие фото. Зарянка с переломанной ногой, застывшая в пружинной ловушке. Черноголовая славка, повисшая на палочке с клеем, к которому приклеились ее лапки. Перепел, пытающийся выбраться из браконьерской паутинной сети, – и ему суждено стать обедом. Горка из 1500 горлиц, улыбающиеся убийцы радуются на камеру своему «успеху». Каждое фото — это обвинение против человечества, отметающее правительственные обещания о «нулевой терпимости» к браконьерству.
По оценкам BirdLife, ежегодно в странах Средиземноморья незаконно убивают 25 миллионов птиц. Их отстреливают, намеренно отравляют, заманивают в сети и ловят клейкими палочками.
Жертвами становятся как местные виды, такие как домовые воробьи, которых ежегодно погибает около 4,7 миллиона, так и перелетные птицы. К последним относится обыкновенная горлица, находящаяся под угрозой глобального исчезновения.
Убийства птиц происходят по всему Средиземноморью, но распределяется неравномерно. Черные пятна – на Италии, Египте, Сирии и Ливане, где браконьеры ежегодно убивают 16 миллионов птиц. Следом идут Кипр, Франция, Хорватия, Греция и Ливия – на счету этих стран по полмиллиона и более незаконных птичьих смертей. Тем временем смертность — количество незаконно убитых птиц на единицу площади суши — достигает пика на Мальте. На этом маленьком острове площадью всего 316 км² незаконно убивают почти 350 птиц на квадратный километр каждый год.
В некоторых странах охота считается традиционной, даже если ее методы включают в себя современные технологии, такие как электронные манки. Эта практика настолько глубоко укоренилась в мальтийской культуре, что законный сезон охоты здесь длится девять месяцев, что в три раза больше, чем в других странах-членах Европейского Союза. В Ливане широко распространена так называемая спортивная охота, несмотря на то, что она запрещена с 1995 года.
Многих птиц убивают для домашнего потребления. Зарянки и дрозды, пойманные в ловушку в итальянских долинах Брешии, продаются в рестораны, которые подают их в блюде «polenta e osei». На Кипре подобная незаконная торговля приносит 10 миллионов евро в год: славка-завирушка стоит примерно 5 евро. Бедность побуждает к охоте в некоторых египетских общинах.
Охота также может приносить доход от туризма. На Ионических островах местные жители сдают лучшие места для стрельбы в аренду охотникам из других уголков Греции. Несмотря на запрет с 1985 года, каждую весну здесь забивают около 70 000 горлиц. Лилла Барабас была «шокирована, увидев огромное количество гильз, а также множество охотничьих засидок… но очень мало обыкновенных горлиц», когда она посетила Закинф в апреле прошлого года.
На пути обратной миграции из мест зимовки в африканском Сахеле в районы размножения браконьерство представляет собой дополнительную угрозу исчезновения обыкновенной горлицы. Только в Средиземноморье ежегодно умирает около 600 000 птиц. «Наибольшее количество горлиц незаконно убивают в Ливии, Сирии и Греции,» — объясняет Лилла.
Из-за их быстрого сокращения в Европе (30-49% в трех поколениях), России и Центральной Азии, BirdLife включил этот вид в список глобально угрожаемых со статусом уязвимого еще в 2015 году.
Уменьшение популяции горлицы связано с охотой, как законной, так и незаконной, с потерей мест кормления и гнездования из-за изменений в сельском хозяйстве, а также и с болезнями. По этим причинам вид стал одним из наиболее угрожаемых среди птиц – дальних мигрантов в мире.
Охота на горлиц остается законной в нескольких странах ЕС, — рассказывает Лилла, — и до недавнего времени охотники в ЕС на законных основаниях ежегодно убивали до двух миллионов горлиц, больше всего в Испании, Греции и Италии.
Обеспокоенная исчезновением этого вида, Европейская комиссия опубликовала в 2018 году 10-летний план действий по его охране. До тех пор, пока не будет разработана «основа моделирования адаптивного управления промыслом» горлиц, в нем рекомендовалось ввести четырехлетний мораторий на охоту в западной части Средиземноморья и вдвое сократить добычу в странах, расположенных вдоль центральной и восточной частей пролетного пути. В 2022 году Комиссия предложила «нулевой лимит» по отстрелу горлицы для всего ЕС.
Хотя в теории это позитивные новости, Лилла предупреждает, что «соблюдение рекомендаций Комиссии различается в зависимости от государства-члена». На «нулевой лимит» согласились Португалия, Испания (с 2021 года), Франция (только после всеобщего осуждения разрешения осенней охоты на горлиц) и отдельные регионы Италии. «Греция и Кипр вдвое сократили квоты на горлиц, но по-прежнему разрешают охоту», — добавляет Лилла. Однако еще более тревожным является то, что, хотя «о весенней охоте на горлиц в ЕС не должно быть и речи, но в апреле 2022 года правительство Мальты открыло охотничий сезон». Несмотря на судебный иск со стороны BirdLife Malta, 8000 охотников зарегистрировались для получения лицензии на весеннюю охоту, что побудило Дэррила Гриму из BirdLife Malta сказать: «Правительство перешло черту».
В Беларуси обыкновенная горлица была охотничьим видом до 1999 года, но сейчас охота на нее запрещена.
Такое название (в оригинале – Flight for Survival) получила кампания BirdLife International по спасению десятков миллионов птиц от выстрелов, ловушек или отравлений.
Мониторинг браконьерства имеет первостепенное значение, поскольку чтобы убедить правительства изменить законодательство об охоте, необходимы надежные доказательства. Самая продолжительная программа наблюдения была начата 20 лет назад организацией BirdLife Cyprus, которая подтвердила промышленные масштабы незаконной добычи птиц. Отчет BirdLife за 2015 год приоткрыл завесу над масштабами и размахом браконьерства по всему Средиземноморью, а последующие опросы привлекли к нему пристальное внимание.
Усиление законодательства – основа для усиления защиты птиц, поэтому партнеры BirdLife используют эти данные, чтобы потребовать ужесточения регулирования. После судебного иска Лиги защиты птиц (LPO, Франция) Верховный суд Франции и Европейский суд постановили, что отлов певчих птиц на клей является незаконным. Греческое орнитологическое общество (HOS) уже давно продвигает в правительстве Греции введение моратория на охоту на обыкновенных горлиц. Сирийское общество охраны дикой природы (SSCW) помогло местному правительству пересмотреть законы об охоте, добавив более четкое описание нарушений, уточненный список разрешенных к добыче видов и более строгие наказания. В 2017 г. Общество защиты природы Ливана (SPNL) приняло участие в разработке зон ответственной охоты, что позволило более эффективно обеспечивать правоприменение. С 2018 года эти зоны патрулируются антибраконьерским подразделением SPNL.
Законы хороши ровно настолько, насколько эффективно их исполнение. Поэтому партнеры BirdLife создают союзы с местными властями, полицией и другими организациями, а также сети добровольцев, чтобы облегчить правоприменение. BirdLife Cyprus помогла сократить использование паутинных сетей на территории британских военных баз на 94% с 2002 по 2020 год, но, когда правительство сократило штрафы на 90%, незаконная добыча птиц возобновилась.
В Испании SEO/BirdLife сотрудничала с правоохранительными органами, чтобы обучить 1500 национальных сотрудников правоохранительных органов расследованию преступлений против дикой природы в рамках своего проекта LIFE Nature Guardians. В Тунисе Ассоциация Les Amis des Oiseaux (AAO) помогает отделу охотничьего контроля страны конфисковывать ружья, освобождать незаконно содержащихся в неволе птиц и расследовать подобные преступления.
В Италии «Lega Italiana Protezione Uccelli» (LIPU) проводит множество мероприятий по борьбе с браконьерством в нескольких «черных точках», — говорит Джованни Альбарелла из LIPU, — работая вместе с рейнджерами и предоставляя техническую помощь и информацию о присутствии браконьеров и запрещенных приманок.
На Сардинии, например, волонтеры LIPU в обычный осенний день уничтожили около 400 незаконно установленных ловушек.
Благодаря работе, которую мы проводим уже много лет, масштабы браконьерства уменьшились, особенно в таких «черных точках», как юг Сардинии и Мессинский пролив, — говорит Джованни. — Но проблема остается серьезной.
Часть проблемы заключается в том, что ресурсы правоприменения у властей всегда в приоритете. В долгосрочной перспективе изменение отношения может помочь свести к минимуму правоприменительные требования, поэтому партнеры BirdLife активно стремятся воздействовать на сердца и умы людей. На греческих Ионических островах HOS установила рекламные щиты в ключевых местах охоты, чтобы привлечь внимание к последствиям отстрела перелетных птиц. BirdLife Cyprus и SPNL (Ливан) ежегодно охватывают просвещением по 2000 детей, а LIPU и Association BIOM (BirdLife Croatia) стараются не отставать.
Работая по различным направлениям, BirdLife сыграла важную роль в продвижении проблемы браконьерства птиц на международных форумах. В 2020 году правительства, подписавшие Бернскую конвенцию и Конвенцию о мигрирующих видах, согласовали Римский стратегический план на 2020–2030 годы — инициативу по искоренению браконьерства птиц в Средиземном море, начиная с обязательства сократить незаконный отстрел птиц как минимум вдвое к 2030 году и заканчивая долгосрочным принципом нулевой терпимости к незаконному убийству, отлову и торговле птицами. Подписались даже самые злостные нарушители на сегодня — Италия, Кипр и Мальта.
Теперь внимание BirdLife переключается на сложную задачу помочь правительствам выполнить свои обещания.
Без постоянного внимания со стороны LIPU и других неправительственных организаций, играющих важную сдерживающую функцию, браконьерство в Италии возродится, — отмечает Джованни Альбарелла.
Остановить незаконные убийства нелегко, — заключает голландец Баренд ван Гемерден, координатор программы BirdLife Global Flyways. —Но во многих местах мы добились положительных сдвигов. Сейчас важно как продолжать, так и расширять наши действия.
Источник: birdlife.org