В 2025 году зафиксирован рекорд по числу видов птиц, находящихся под угрозой исчезновения. Но есть и вдохновляющие истории, когда восстановление местообитаний помогло ряду видов избежать исчезновения.
10 октября в Абу Даби на Всемирном конгрессе IUCN был презентован обновлённый Красный список, который заменил всемирную Красную книгу фактов. В настоящее время Красный список МСОП включает 172 620 видов, из которых 48 646 находятся под угрозой исчезновения. Красная книга включала в себя только исчезающие виды, а Красный список содержит все виды, природоохранный статус которых был оценен экспертами, т.е. и обычные виды тоже.
Статус для птиц Красного списка по поручению Международного союза охраны природы и природных ресурсов (IUCN) регулярно обновляется глобальной ассоциацией природоохранных организаций BirdLife International. Эксперты каждый год проверяют, где и как изменилась ситуация, у каких видов состояние улучшилось, а у каких ухудшилось. Это нужно, чтобы понять, каким видам помочь в первую очередь и определить, где меры по защите природы действенны.
Последняя переоценка коснулась 1360 видов птиц, она завершает восьмую комплексную оценку всех видов птиц. В течение девяти лет при участии тысяч экспертов, были оценены все 11,185 видов птиц.
1256 (11,5%) видов сейчас относятся к глобально угрожаемым. 61% видов птиц имеют сокращающиеся популяции — в 2016 году их было 44%.
Доктор Иэн Бёрфилд, сотрудник BirdLife и координатор Красного списка птиц, сказал:
«То, что у трёх из пяти видов птиц мира сокращаются популяции, показывает, насколько глубоким стал кризис биоразнообразия и насколько срочно от правительств нужны действия, которые они обязались выполнять согласно многим природоохранным конвенциям и соглашениям».
Тонкоклювый кроншнеп. Фото Naturalis Biodiversity Center, Wikimedia Commons
В Абу Даби было официально объявлено о вымирании тонкоклювого кроншнепа (Numenius tenuirostris), кулика, который когда-то гнездился где-то в Западной Сибири и зимовал в странах Средиземноморья.
Самая частая причина сокращения популяций птиц в мире — это утрата или деградация местообитаний, в первую очередь из-за экспансии сельского хозяйства, а также из-за вырубки лесов.
Для защиты птиц важно не только замедлить темпы утраты природных мест, но и восстановление деградированных местообитаний.
Какие птицы изменили свой статус в рамках обновления Красного списка? И что делают в разных странах, чтобы не допустить исчезновения видов?
Давайте начнем наше путешествие в Мексике. Мы только что прибыли на остров Гваделупа, биосферный резерват и ключевую территорию биоразнообразия в 250 км к западу от Нижней Калифорнии. Окруженные суровым пейзажем вулканов, мы слышим вдали рев северных морских слонов.
Гваделупский юнко, фото Pau Aleixandre, Julio Hernández Montoya, Borja Milá, кроп, Wikimedia Commons CC BY 2.0
Несмотря на удаленность территории, некоторые из эндемичных видов птиц острова пострадали из-за интродукции коз в XIX веке. Гваделупский юнко (Junco insularis), эндемичная певчая птица, когда-то была здесь одной из самых многочисленных. Но интенсивный выпас коз привел к деградации кипарисовых лесов, от которых зависит выживание юнко. К 1990-м годам, по оценкам ученых, оставалось всего 50-100 особей, и вид считался «Находящимся на грани полного исчезновения».
В 2007 году в рамках крупной программы по восстановлению природы мексиканских островов завершился проект по уничтожению всех одичавших коз на Гваделупе. Как результат, значительно восстановилась местная растительность, включая кипарисы, и к 2016 году популяция гваделупского юнко уже оценивалась в 75-250 половозрелых особей и вид получил статус «Вымирающий».
Сегодня насчитывается 330-800 половозрелых особей, и вид теперь оценивается как «Уязвимый». Популяция продолжает расти благодаря восстановлению местообитаний.
Поддержи охрану природы Беларуси — зайди за покупками на «Дикий маркет«!
Атлас цветковых растений, раскраски от орнитологов, значки с птицами и сусликом, одежда с дикими принтами, кружки, бутылки с птицами и многое другое станут прекрасным подарком близким или себе.
Садитесь на борт, мы направляемся в Сьерра-Леоне! Мы только что вошли в национальный парк Гола-Рейнфорест, одну из последних нетронутых частей тропических лесов Верхней Гвинеи в Западной Африке. Вокруг высокие деревья, и внезапно мы слышим странный кудахчущий звук «вха-о вха-о вха-а-а-оу вхааав». На нас смотрит большой черный калао с голубым пятном вокруг глаз и большим шлемом на макушке.
Черношлемный калао, фото Франческо Веронези, CC BY-SA 2.0
Черношлемный калао (Ceratogymna atrata) не может выжить без леса. К сожалению, за пределами национального парка и некоторых других охраняемых территорий тенденция неблагоприятна. Данные Global Forest Watch показывают значительную потерю лесов в ареале черношлемного калао в последние годКак результат, его статус обычного вида «Вызывающий наименьшие опасения» в этом году изменился на «Близкий к уязвимому положению».
В этом регионе леса часто превращают в сельскохозяйственные угодья. Общество охраны природы Сьерра-Леоне и RSPB (партнеры BirdLife) решают эту проблему через глобальный проект REDD+ (Сокращение выбросов от вырубки и деградации лесов. Проект направлен на продвижение устойчивого сельского хозяйства и аналогичных агролесоводческих практик.
Проект поддерживает более 2500 фермеров: их обучили методам и обеспечили оборудованием для выращивания лесодружественного какао.
Также проект нацелен на другую растущую угрозу, с которой сталкивается черношлемный калао: это браконьерство. На международном нелегальном рынке в последние годы растет спрос на части калао. Инициатива REDD+ финансирует патрули рейнджеров, чтобы защитить калао и другие виды этой драгоценной экосистемы от истребления.
Хотя большинство азиатских видов птиц-носорогов защищены через Конвенцию о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (CITES), ни один африканский калао пока не внесен в список.
BirdLife поддерживает недавнее предложение предоставить больше защиты этим видам. Возможно, оно будет принято на конференции сторон конвенции CITES в Узбекистане в ноябре.
Время для быстрой остановки на Мадагаскаре!
Тропические леса являются важным местообитанием для многих видов птиц в стране, но эти экосистемы здесь испытывают большой прессинг со стороны человека.
Подсечно-огневое земледелие и неконтролируемые пожары входят в число многих причин значительного сокращения лесных местообитаний в последние годы. Из-за этого статус 14 эндемичных лесных видов птиц ухудшился до «Близкие к уязвимому положению» и трех до «Уязвимые».
Вони Раминоарисоа, исполнительная директорка ASITY (BirdLife Madagascar), сказала:
«Хотя почти все из этих 17 видов живут на охраняемых территориях Мадагаскара, такое изменение в природоохранном статусе означает, что нужны большие природоохранные меры и изучение этих видов для их сохранения».
Асити Шлегеля, фото Франческо Веронези, CC BY-SA 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=36409259
Один из этих видов — асити Шлегеля (Philepitta schlegeli). У самцов этих птиц — яркие голубые и зеленые пятна на лицах. Асити Шлегеля встречаются только в нетронутых лесах на северо-западе Мадагаскара. Популяция сокращается со скоростью более 30% за десятилетие из-за интенсивной вырубки лесов в пределах его ареала, и поэтому вид теперь квалифицируется как «Уязвимый».
Несмотря на печальную статистику, у обновления Красного списка птиц есть и практическая цель: выявить самые тревожные тенденции, чтобы направить помощь тем видам, которые находятся в наибольшей опасности.
Давайте пересечем Индийский океан для нашей последней остановки и направимся к востоку от Мадагаскара, к Маскаренским островам.
Пункт назначения — один из самых отдаленных обитаемых островов мира: Родригес примерно в 600 км к востоку от Маврикия.
Родригес в прошлом уже потерял 10 из своих 12 эндемичных видов птиц из-за уничтожения лесов под сельхозугодья, выпаса одичавшего скота, а также из-за интродуцированных хищников.
Два оставшихся вида птиц также были близки к вымиранию: зарегистрировано только 5 или 6 пар родригесской фодии (Foudia flavicans) в 1968 году и только 8 или 9 пар родригесской камышовки (Acrocephalus rodericanus) в 1979 году. Еще в 2012 году фодия оценивалась как «Уязвимый» вид, а камышовка как «Вымирающий».
Родригесская камышовка, Happolati — Own work, CC BY-SA 4.0
Их статус постепенно улучшается, и это благодаря работе Маврикийского фонда дикой природы (MWF) по восстановлению и расширению лесов на Родригесе. Благодаря таким мерам популяция родригесской фодии выросла примерно до 20 тысяч особей, а популяция родригесской камышовки до 25 тысяч. Оба вида теперь встречаются в большинстве местных лесов по всему острову. Теперь эти виды считаются вызывающими наименьшие опасения.
Доктор Викаш Татайах, директор по охране природы MWF, сказал:
«Замечательно видеть восстановление популяций двух птиц, которые были на грани вымирания около 60 лет назад, а теперь стали вполне обычными птицами как в застроенных районах, так и в подходящих лесах. Интересно, что восстановление этих родригесских видов не включало разведение в неволе, выпуски, дополнительное кормление, контроль болезней и хищников, генетическое управление и детальные исследования, которые потребовались их маврикийским птичьим собратьям. Восстановление родригесских воробьиных базировалось исключительно на восстановлении и защите местообитаний и показывает, что возвращение воробьиных от вымирания до статуса вызывающих наименьшие опасения возможно. Это луч надежды для воробьиных во всем мире. И прежде всего это дань Родригесу и его народу за их заботу о природе».
Источник: BirdLife International