В 2025 году Березинский биосферный заповедник отмечает столетие. К этой знаменательной дате мы подготовили серию блиц-интервью с людьми, которые здесь работали, работают или даже посвятили жизнь изучению и сохранению природы этой особенной территории.
Наш первый собеседник — Александр Олегович Лукашук, энтомолог с почти сорокалетним стажем работы в заповеднике. Выпускник биологического факультета БГУ еще времен СССР, он прошел путь от лаборанта до старшего научного сотрудника, изучая насекомых, в особенности полужесткокрылых. Он нашёл новые виды для заповедника, для страны и для науки. Александр Олегович опубликовал более 70 научных работ, собирал насекомых в экспедициях от Полесья до дальневосточной тайги и Вьетнама, но главной точкой на его научной карте остается Березинский заповедник.
В интервью он поделился воспоминаниями о своем первом приезде в заповедник, рассказал о ежедневных открытиях в мире природы и размышлениях о будущем этого заповедного места.
Было ли у Вас ощущение во время работы в ББЗ, что Вы совершили открытие?
— Такие случаи бывали неоднократно и происходят чуть не ежедневно. Открытия, однако, бывают разные: одно дело открыть термоядерный синтез или Америку, другое — увидеть то, что раньше не видел.
Что, на Ваш взгляд, является главной ценностью Березинского заповедника?
— Главная ценность заповедника – природа (комплексы, отдельные виды, экземпляры и т.д.) и люди (тоже разные, но воспринимающие свою работу как служение (не службу), понимающие ценность и уникальность места, где они живут и работают, не случайные люди), работающие и живущие в нем.
Изменился ли заповедник с тех пор как Вы здесь работали?
— Конечно, без малого за сорок лет много чего изменилось… Чему-то я рад, чему-то нет. Иных уж нет, а те – далече…
Каким Вы видите будущее заповедника через 20 лет?
— Скорее всего не увижу), но хочется верить, что заповедник сохранится, будет развиваться и выполнять свои главные задачи – сохранение и изучение природного комплекса и отдельных его составляющих, вести экологическое просвещение. Заповедник как-то, иногда вопреки, всегда шел в ногу со временем, думаю это продолжится.
Расскажите, пожалуйста, самый запомнившийся случай из Вашей работы в заповеднике.
— Случаев было много, и смешных, и трогательных, и необычных, и опасных (этих мало). А сейчас почему-то хочется вспомнить первый приезд в заповедник, после которого я решил, что хочу и буду здесь работать. Детали не важны, это было чувство, сродни религиозному экстазу, какое, видимо, искренне верующий человек испытывает от соприкосновения со священными реликвиями. Удивительная природа, потрясающая компания молодых «апантаных» друзей, вся жизнь впереди! И да, развитая инфраструктура посреди дикой природы).
Есть ли у Вас любимое место на территории заповедника, которое заряжает Вас энергией?
— Да, такие места есть, их тоже много. Но даже просто прогуляться по любой дороге здесь заряжает энергией, и я бы сказал, очищает, хоть я во всю эту энергетику с аурами не сильно верю. Но отдыхаешь и чувствуешь себя посвежевшим, проблемы отступают и часто разрешаются проще после времени на природе, у меня это работает, подтверждаю.
Что еще Вы хотели бы рассказать про ББЗ?
— Спасибо заповеднику! Тут я стал, надеюсь, но может это и не так), неплохим человеком и энтомологом, познакомился со многими удивительными и замечательными людьми, всех их считаю своими учителями, получил возможность посетить другие страны и ООПТ (близкие и далекие). Заповедник — это круто! Сардэчна запрашаем!
Благодарим Александра Олеговича за искренние ответы. Заповедник действительно стоит увидеть своими глазами. И неважно, приедете ли вы как турист или посвятите этому месту годы исследований — природа этого биосферного заповедника найдет способ вас удивить.
В следующих интервью мы познакомим вас с другими сотрудниками заповедника, истории которых — часть большой летописи Березинского заповедника.
Фото из архива автора