Впервые за последние 30 лет ЕС принял крупный законопроект о биоразнообразии. Всё это время крупные международные природоохранные организации боролись за его принятие, но только сейчас были услышаны.
Среди этих организаций – глобальная ассоциация природоохранных организаций BirdLife International, Европейское бюро по окружающей среде (EEB), благотворительная организация ClientEarth, Всемирный фонд дикой природы (WWF).
Законопроект призван решить проблему катастрофической утраты дикой природы. 22 июня были объявлены юридически обязательные цели для всех государств-членов по восстановлению дикой природы на суше, в реках и на море, наряду с принятием жестких мер против химических пестицидов.
Среди объявленных целей – восстановление популяций насекомых-опылителей, восстановление природных экосистем на 20% суши и моря к 2030 году, при этом все экосистемы должны быть восстановлены к 2050 году. Также предложено сократить использование химических пестицидов наполовину к 2030 году и прекратить их использование вблизи школ, больниц и детских площадок.
К приоритетным для восстановления экосистемам относятся экосистемы, обладающие наибольшей способностью удалять и хранить углерод, а также смягчать последствия стихийных бедствий.
Якія прыродныя тэрыторыі варта аднаўляць найперш?
По словам представителей комиссии, восстановление дикой природы поможет укрепить продовольственную безопасность, так как утрата биоразнообразия вместе с изменением климата – самая большая угроза для нее. Причем выгоды от восстановления экосистем превысят затраты в восемь раз.
Софи Руйсхарт, специалистка по вопросам восстановления экосистем Birdlife Europe and Central Asia, отметила:
Мы говорим не только о выживании природы, мы говорим о выживании человечества. Во всех сферах, от сельского хозяйства до рыболовства, наша способность кормить человечество зависит от восстановления нарушенных нами экосистем, и пока мы еще можем это сделать. Корыстные интересы утверждают, будто дикая природа представляет угрозу для продовольственного обеспечения, но правда в том, что это наш самый важный союзник.
На восстановление экосистем и биоразнообразия выделят 100 миллиардов евро.
К 2030 году не должно быть чистой потери городских зеленых насаждений и древесного покрова, а к 2050 году во всех городах и поселках площадь древесного покрова должна увеличиться как минимум на 10%. Все страны ЕС должны будут увеличить связанность лесов разных стран, увеличить количество птиц и запасы органического углерода в лесах.
Есть также цели по восстановлению рек и пойм, удалению дамб, запрету рыболовства в морских районах, разрушенных донным тралением, чтобы те могли начать восстанавливаться.
BirdLife International предупреждает о том, что в законопроект нужно добавить защитный механизм на случай, если страны ЕС не смогут договориться о мерах, необходимых для достижения целей восстановления. На практике пока это так и есть: в ЕС на бумаге действует общая политика по управлению разрушительными последствиями рыболовства, но государства никак не могут прийти к консенсусу, чтобы реализовать ее.
Хотя наличие отдельной статьи о восстановлении рек и пойм является положительным, закон должен содержать количественные и ограниченные по времени цели по устранению барьеров, – считают в BirdLife International. – Государства-члены должны быть обязаны восстановить 15% длины рек (178 000 км) в полноводные реки к 2030 году, а также восстановить поймы.
Кроме того, природоохранники указывают на то, что нужно повысить долю повторного заболачивания выработанных торфяников, чтобы они накапливали углерод, а не выделяли его: на осушенные торфяники приходится 5% от общего объема выбросов парниковых газов в ЕС.
Несмотря на уже действующее законодательство ЕС, около трети перечисленных в законопроекте местообитаний находятся в неблагоприятном состоянии и ухудшаются.
Международные природоохранные организации считают новый законопроект большим достижением и важным шагом в борьбе с изменениями климата и кризисом биоразнообразия, но предостерегают, что нужно следить за тем, чтобы национальные планы были тщательно проработаны и чтобы основная часть восстановительных работ в экосистемах была сделана уже в этом десятилетии.
Законопроект может стать законом примерно через год: законопроект еще будет обсуждаться и утверждаться в Европейском парламенте и Совете по окружающей среде. В течение двух лет после вступления закона в силу государства-члены ЕС должны будут создать и представить Еврокомиссии планы восстановления экосистем, где они опишут, как именно будут достигать поставленных целей и как будут это финансировать.
Некоторым странам предстоит сделать гораздо больше, чем другим: Бельгия, Дания и Швеция входят в число стран-членов ЕС, чьи экосистемы находятся в худшем состоянии, тогда как Румыния, Эстония и Греция находятся в сравнительно лучшем состоянии.
По мнению беларусских экспертов, в Беларуси состояние природных экосистем подобно их состоянию в других странах Восточной Европы. Ситуация не удручающая. Но отдельные экосистемы требуют планового восстановления. Это тысячи километров спрямленных рек и уничтоженных пойм, плотины на реках, запрещающие миграцию рыб и других водных видов, местами переосушенные лесные и сельскохозяйственные ландшафты, а также деградированные торфяники.
Алеся Башаримова по материалам The Guardian и birdlife.org