Наблюдения за дикой природой становятся гораздо более выгодными для экономики, чем охота, что мы наблюдаем на примере США.
Согласно исследованиям Службы рыбы и дичи США (US Fish and Wildlife Service) в 2022 году американцы потратили 145 миллиардов долларов на активности, связанные с охотой и рыбалкой. А вот на активности, связанные с наблюдением за дикой природой, — 250 миллиардов. Разница — в 1,7 раз!
В США наблюдения за дикой природой — сейчас намного более популярны, чем охота и даже рыбалка. Так, в рекреационном рыболовстве участвовали 39 млн человек (15% населения США в возрасте 16 лет и старше), в охоте — 14 млн человек (5,5% населения США в возрасте 16 лет и старше), а в наблюдениях за дикой природой — свыше 148 млн человек.
«Национальный опрос проводится каждые пять лет и предоставляет достоверные данные об участии и расходах на рыбалку, охоту, стрельбу по мишеням и рекреационную деятельность, связанную с дикой природой, — отметил Чак Сайкс, директор Отдела дикой природы и пресноводного рыболовства штата Алабама. — Активный отдых на природе является одним из крупнейших экономических двигателей нашей страны. Он затрагивает всех американцев — от жителей небольших городков до обитателей мегаполисов — и продолжает оставаться мощной движущей силой экономики нашей страны».
Опрос был проведен Национальным центром исследования общественного мнения (NORC) при Чикагском университете.
В Беларуси есть учет дичи, добываемой охотниками, известно сколько охотников и сколько примерно рыболовов, но статистики по расходам на это хобби нет, как и неизвестно, сколько у нас людей ходят в лес не только за ягодами-грибами.
Количество людей, занимающихся наблюдениями в дикой природе в США, в 10 раз превышает число охотников! В Беларуси 92.000 охотников (2025) и 800.000-900.000 рыболовов. У нас даже 9.000 человек, которые увлекаются наблюдениями в природе, наверное, не наберется, т.е. хотя бы в 10 раз меньше, чем охотников.
Нет у нас пока экономической базы для развития экотуризма. Мало определителей, люди не могут позволить себе купить бинокль, камеру, трубу. Первые полевые определители птиц нового типа появились в США в 1934 году, сейчас ежегодно продается 1.2-1.8 млн определителей. Аналогичные тенденции с полевыми определителями растений и других животных.
Для Беларуси, обладающей уникальными природными комплексами и богатой фауной и флорой, эти данные однако открывают значительные перспективы. Развитие экотуризма и в частности птичинга может помочь экономике сельских районов – туристы тратят деньги на заправках, агроусадьбах, гостиницах и кафе, покупают грибы, ягоды, яблоки и сувениры у местных жителей.
Развитие экотуризма должно строиться на принципах устойчивого природопользования: ограничение числа посетителей в случае необходимости, создание оборудованных маршрутов, наблюдательных вышек и смотровых укрытий.
Нам есть куда расти!