Дети-исследователи, столичный “краснокнижник” и загадка скорлупы в большом интервью с Ириной Вениаминовной Бириной-Павловой

ад 14 лютага 2023 года

Как заинтересовать детей дикой природой? Своим опытом делится Ирина Вениаминовна Бирина-Павловна, благодаря которой многие минские дети увлеклись наблюдениями за птицами и не только.

Ирина Вениаминовна – педагог средней школы № 137 г. Минска имени П. М. Машерова, член общественного координационного экологического совета и общественный эколог Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Ирина Вениаминовна Бирина-Павловна

Ирина Вениаминовна Бирина-Павловна

С чего началось Ваше увлечение птицами и дикой природой?

С детства отец и мама прививали любовь к природе. Они сами были любознательные и много читали.

Наша квартира была завешана географическими картами. По ней я с сёстрами изучала географию мира и своей страны.

Я коренная минчанка. Жили в городской квартире. Но отец старался каждые выходные всей семьёй выезжать на природу в лес и обязательно к речке. Любил сам посидеть с удочкой на берегу и половить плотву, краснопёрку, густеру. Знал почти всех рыб, обитающих не только в водоёмах Беларуси, но и России. Сначала ехали на автобусе, потом шли пешком. Сейчас эти места столицы и пригорода уже застроены многоэтажками и коттеджами. Для меня такие экскурсии были настоящим приключением. Это пройтись по лесной тропинке, услышать барабанную дробь дятла, увидеть на лесной опушке лесника на лошади, который объезжал лесок, приглядывая, чтобы не мусорили, не рвали лесные цветы, не разводили костры. Один его взгляд не позволял сорвать цветок, оставить мусор, сломать ветку у дерева. Поэтому в лесу так не разбрасывали мусор, как сейчас.

Дубонос за окном. Фото И. В. Бириной-Павловой

Дубонос за окном. Фото И. В. Бириной-Павловой

Также родители рассказывали про свои встречи с дикими животными. Мама в детстве встретила на опушке леса маленького волчонка, и они долго смотрели другу в глаза, а потом только разбежались. Отец рассказывал про интересные встречи с лосем, семейкой диких кабанов, змеями.

Что для Вас самое интересное в наблюдении за птицами?

Самое интересное – встретить диких птиц близко.

Еще в далёком детстве поехали вместе с семьей на болота в Червенский район. На то время по месту работы родителей организовывались поездки выходного дня за ягодами и грибами в лес на крытой грузовой машине или автобусе. Отец завёл нас в такие богатые клюквенные места – не оторваться от ягод! Собирая клюкву, лоб в лоб встретились с глухарями. Они сидели на кочках, как и мы, только мы потихоньку собирали ягоду, а они спокойно кормились ей. С отцом насчитали больше двух десятков. Эту картинку я вижу и сейчас, настолько она меня впечатлила: птицы были красочные, большие, спокойные и не улетали от нас.

А вот еще случай. Много лет назад моя семья приобрела участок под дачу. Огромнейшее поле и кусочек небольшого леса были разбиты на участки. Нам достался по жребию крайний. На то время все дачники вскапывали грядки, сажали в открытый грунт огурцы и помидоры, клубнику. Мы тоже. Каждые выходные с четырехлетним сыном трудились и отдыхали там. Когда приходило время перерыва, стелили скатерть-«самобранку» на землю и обедали. В один день во время такого обеда услышали громкое шуршание сзади, обернулись и увидели: к нашей «самобранке» шагает выводок серых куропаток. Мама-куропатка впереди, а за ней гуськом друг за дружкой 16 подросших курочек. Прошли мимо, не обернулись и не посмотрели на нас, только громко что-то «пробурчали» и вскоре скрылись в высокой траве. Мы онемели от удивления и долго вспоминали, как на расстоянии пальца встретились с серыми куропатками. А птички шли по своим владениям и не боялись.

И еще случай на даче. Это наблюдение за уткой-кряквой. Она гнездилась в пожарной яме с водой около нашего участка. Обнаружили утку случайно, когда носили сорняки, укрепляя берег. Она сидела в свитом гнезде под водопроводной трубой. Немыслимо: дикая утка на дачном участке. Кряква не боялась нас. Смелая. Мы её не беспокоили. К положенному сроку вывела птенцов и увела их в безопасное место.

У Вас есть любимые места для наблюдения за птицами?

В детстве это были реки Волма и Березина, Лукомльское озеро, Браславские озера, куда отец ездил рыбачить и брал меня с собой. Там было много разных водоплавающих птиц. Помню, как я рисовала разных уточек и лебедей.

Теперь за птицами много наблюдаю на своей даче. Летом там гнездится много певчих птиц. Это мухоловки, овсянки, зеленушки, зяблики, скворцы, трясогузки, теньковки.

Какие Ваши любимые виды? И почему именно они любимы?

Стриж: он  быстрый, и его можно сразу узнать по его свисту.

Есть ли птицы, которых Вы все еще мечтаете увидеть?

Удода, белую лазоревку, сизоворонку, филина.

Разделяет ли Ваша семья любовь к птицам? Вы наблюдаете вместе?

Да. Вместе наблюдаем и фотографируем, сочиняем.

Я более 10 лет пишу для детей и взрослых заметки о встречах с птицами, об интересных уголках природы Беларуси. Публикуюсь в газетах: «Зорька», “Настаўніцкая газета”, журналах «Родная прырода». «Веселый зоопарк», «Качели», «Минская школа сегодня». Муж сочиняет замечательные стихи на очень разные темы: о любви, творчестве, для детей, философскую лирику.

Скульптура зимородка в Воложине. Фото Лайме Мирончик

Скульптура зимородка в Воложине. Фото Лайме Мирончик

Сын еще юным входил в молодежное объединение Союза писателей Беларуси, окончил школу журналистики,  печатался в сборнике «Першацвет». А еще он скульптор, окончил Белорусскую государственную академию искусств, член Союза художников Беларуси. В Воложине установлена скульптура зимородка, авторы которой – мой сын Юрий Бирин-Павлов и Лайме Мирончик.

Интервью с Ириной Вениаминовной Бириной-Павловой

Какие недавние наблюдения за птицами запомнились Вам больше всего, произвели на вас впечатление?

Зимородки на Свислочи зимой. Во время экскурсии. Увидел мой ученик, зоркий, как сокол. Парочка зимородков сидела внизу у берега на ветке под корягой. Это был восторг у всех учащихся – увидеть «краснокнижников» в Минске.

Зимородок. Фото И. В. Бириной-Павловой

Зимородок. Фото И. В. Бириной-Павловой

Вы давно прививаете школьникам уважение к живой природе, учите их наблюдать за птицами и различать виды. Расскажите, как Вы начали эту работу?

Как педагог я неравнодушна к миру науки. Я более 30 лет проработала в научной градостроительной отрасли, возглавляла отдел, а потом в экономической отрасли. У меня появилась возможность использовать мой научно-исследовательский опыт в работе с учащимися.

В последние десятилетия природная среда катастрофически трансформировалась. Изменилось отношение людей к окружающей среде от созидательного к потребительскому.

Экологическое воспитание и образование в школе сводится к упрощённому информированию. Чтобы сделать это более целенаправленным, системным и интересным, я стала работать с детьми и выбрала орнитологическое направление. Ведь птицы окружают нас, доступны в наблюдении, а еще они индикаторы состояния окружающей среды.

И. В. Бирина-Павлова и ее команда "Щеглы" во время чемпионата по фотобердингу в парке "Дубрава" в Минске

И. В. Бирина-Павлова и ее команда “Щеглы” во время чемпионата по фотобердингу в парке “Дубрава” в Минске

С детьми работаю 13 лет, последние пять – в средней школе №137 г. Минска имени П. М. Машерова. Веду занятия объединения по интересам «Азбука орнитологии». Начинала в школе с одной группы (12 человек), а сейчас количество учебных групп увеличилось до шести (75 человек).

Что происходит на Ваших занятиях?

Без теоретической подготовки никуда. Ведь прежде чем помогать птицам, нужно о них многое знать: видовой состав, где они обитают, как поют, чем питаются, что им угрожает.

Для занятий разработаны презентации: «Наши “краснокнижники”», «Видовой состав птиц Беларуси по семействам и отрядам», «Гнёзда птиц», «Силуэты птиц», «Следы птиц», «Инвазивные виды растений и животных», «Исчезнувшие виды птиц в Беларуси», «Новые виды птиц в Беларуси», «Птицы года Беларуси». Презентации красочные, с картинками и видео.

Всем детям очень нравится урок по истории орнитологии как науки. Я его провожу в начале учебного года. Начинаю со вклада Аристотеля – древнегреческого философа, который сделал первую попытку классифицировать известных ему птиц по группам. И последовательно рассказываю о достижениях каждого: кардиналов, аптекарей, естествоиспытателей, натуралистов, путешественников, художников – зарубежных и отечественных корифеев от представителей дореволюционной орнитологической науки и до наших дней.

С учащимися взяли пример с нашего белорусского академика, биолога Михаила Ефимовича Никифорова создавать авторские определители птиц Беларуси. Он в 5 классе сделал свой определитель, где описал сотню птиц Беларуси. Став учёным-орнитологом, он выпустил книгу «Птицы Белоруссии: справочник-определитель гнезд и яиц». Так его детское увлечение переросло в дело всей жизни.

Дети участвуют и в природоохранных акциях: мастерят кормушки и птичьи домики, собирают макулатуру, пластиковые крышечки, батарейки.

Акция "Поможем птицам зимой"

Акция “Поможем птицам зимой”

Любят выйти на природу, понаблюдать, и не только за птицами. Так накапливается информация для исследовательских работ: это одна из основных форм в работе объединения. Знакомлю ребят с методикой научной работы, проводим полевые исследования, ставим эксперименты, а после они готовят итоговые отчёты. Ребята ведут самостоятельные наблюдения за природой, фотографируют.

Во время наших экскурсий выявили, что люди круглый год кормят уток хлебом. А это вредно для водоплавающих птиц. Создали свой авторский просветительский мастер-класс «Любить водоплавающих птиц значит не кормить их хлебобулочными изделиями!». К нему разработали шесть обучающих интерактивных игр для разных возрастов: «Сложи пазл! Рацион питания диких уток в привычной для них среде» и «Рацион питания диких уток, что предлагает человек». Собирая «пазлы», изучается полезный корм, которым питаются утки в дикой среде, и вредный корм, которым кормят люди. Эта игра пользуется огромной популярностью на экологических праздниках, проводимых в столице и не только. Чтобы поиграть в игру, выстраивается очередь. Поэтому завели книги отзывов, их уже шесть. На счету 12 проведенных мастер-классов. К нему выпустили листовки, карманные календари, памятки для распространения.

Почему не нужно кормить уток и лебедей хлебом

Отлично, что дети не только сами узнают что-то новое, но и делятся своими знаниями с другими.

Наши школьники – постоянные участники конференций, конкурсов, в которых получают награды.

На открытых международных краеведческих чтениях они представляют результаты своей поисковой деятельности в номинации «Экологическое краеведение».

Они любят встречаться с известными людьми, спрашивать, анкетировать, узнавать интересные факты. В 2021 году моя ученица Мария Соколова выступила с работой о проблемах мелких певчих птиц города и путях их сохранения в мегаполисах. Завоевала серебряную медаль.

В 2022 году темой чтений была «Великая Отечественная война: история и память». Дети подготовили проект, посвященный Валентину Павловичу Занковичу, другу моей семьи. Он является одним из авторов мемориального комплекса «Хатынь», увековечившего память о сотнях белорусских деревень, уничтоженных нацистами в годы войны. При встрече с ним дети узнали, как одна птичка сыграла важную роль в создании мемориала. Когда авторы мемориала более полувека назад приехали на место сожжёной деревни  и вышли из машины, из-под ног неожиданно взлетел жаворонок. И запел, как колокольчик.  Валентину Павловичу  молниеносно пришло решение: тут будут звучать только колокола. Проект с колоколами одобрил и Пётр Миронович Машеров, хотя в то время церковная тема была под запретом. Так Хатынь навечно вошла в мировую историю с колокольным звоном.

Школьники постоянно участвуют в Республиканском конкурсе экологических проектов «Зеленая школа», где поднимают вопросы экологии окружающей среды, сохранения мелких птиц в городе и диких водоплавающих птиц, среды их обитания. Получили там четыре диплома Министерства образования Республики Беларусь.

А в прошлом году привезли диплом 1 степени из Москвы в номинации «Экология животных». Там проходила международная открытая научно-исследовательская конференция старшеклассников и студентов «Образование. Наука. Профессия-2022».

Награждение по итогам международной конфереции "Образование. Наука. Профессия - 2022", Россия

Награждение по итогам международной конфереции “Образование. Наука. Профессия – 2022”, Россия

В прошлом году мы с учащимися приняли участие в заседании Общественного координационного экологического совета при Минском городском комитете природных ресурсов и охраны окружающей. Дети выступили с докладом «В кормушках порядок нужен! Утилизация кормушек после зимы». Они подчеркнули, что кормушки для птиц, которые устанавливают зимой в городе, часто пустые или же наполнены не полезным и опасным кормом. Такие кормушки превращаются в мусор, годами висящий на деревьях. Мы пропагандировали кормушку-колонку для мелких певчих птиц, которая безопасна и практична.

Для меня важно, чтобы учащиеся приобрели глубокие знания и нашли им практическое применение.

Какие подходы к обучению детей Вы считаете успешными?

Самые традиционные и известные. Устраиваю им мозговой штурм, чтобы немножко подумали. Им очень нравится. Ребята любят рассуждать, дискутировать, отвечать на вопросы, даже если дают неверные ответы. Это все равно здорово, так как они думают, мыслят, отстаивают свою точку зрения, высказываются. Потом направляю их рассуждения в нужное русло. У них еще недостаточно знаний, а это стимул, чтобы узнавать больше.

После пройденного материала устраиваю ребятам настоящий экзамен. Обычно за полугодие. Дети готовятся, учат, зубрят, волнуются, как студенты. Для первоклассников это вообще значимое событие: первый экзамен на знание птиц.

Какие существа, кроме птиц, интересуют Вас и детей?

Динозавры, пресмыкающиеся, рыбы, млекопитающие.

Куда Вы ходите со школьниками, чтобы понаблюдать за птицами в природе?

Слепянская водная система в районе микрорайона «Восток», Севастопольский парк, парк Челюскинцев, Цнянка, Соколиный заказник, Серебряный лог, парк «Дрозды», парк Победы.

Трудно ли разговаривать с современными детьми?

Мне интересно разговаривать с детьми. Нравится общаться и с шестилетними и с 14-летними. Младшие непосредственные и искренние, а постарше уже самоуверенные, мыслят, рассуждают.

Замечаете ли Вы какие-то тенденции в поведении и уровне любопытства детей к природе раньше и сейчас?

У одних пропадает любопытство, у других возрастает. Многих детей поглощают смартфоны, айфоны, другие гаджеты, компьютерные игры, бытовая жизнь и какая-то суета.

Тем детям, которых интересует природа, любовь к ней в первую очередь привила семья. Другим же родителям стоит повернуться к ребенку и стать для него другом, исследователем, наставником, родителем, ответственным за судьбу своего ребенка!

Моё же мнение, что интерес к природе должен быть у каждого человека с рождения, так как человек – ее часть. С природой нужно дружить, беречь, познавать, любить, как родного человека. Нужно больше времени быть со своими детьми. Выходить в парки не для увеселительных развлечений, чтобы не только поесть мороженое или гамбургер, а научиться вместе, наблюдать за природой, рассуждать, разговаривать, шутить, сочинять, рифмовать. Ведь любая упавшая шишка, листок, капля дождя, появившаяся на небе радуга может стать поводом для разговора, общения, увлекательного рассказа, стиха, беседы. И это со временем у родителей перерастёт не в работу или нагрузку, а настоящую полноценную жизнь с детьми. Это засасывает, поверьте мне. Это собственный родительский опыт общения с сыном, который передали мне и мои родители.

Наблюдение за птицами на водоканале

Наблюдение за птицами на водоканале

Я вот совсем недавно шла на занятия и по дороге в школу под деревом нашла половинку скорлупы птичьего яйца по размеру, как перепелиное. Принесла его в класс. Дети пришли на занятия и сразу его увидели и начали задавать вопросы. Чьё оно? Этой загадке мы посвятили всё занятие. Изучали, измеряли линейкой. Сначала ребята предположили, что это яйцо клеста, потом – врановых птиц, но потом посмотрели в интернете, и решили, что это скорее всего было яйцо сизого голубя.

И еще, мои занятия посещает Николай Садовский, ученик 4 класса. Он любит наблюдать за птицами на кормушках-колонках, которые уже третий год с родителями устанавливает в своём дворе. Он присылает мне фотографии. Около них всегда «тусуются» мелкие певчие птицы (зеленушки, воробьи, обыкновенные лазоревки и большие синицы). Николай и его семья часами наблюдают, как они вытаскивают семена, общаются между собой.  Говорит, что начинает лучше понимать птиц. А родители также мастерят и устанавливают кормушки-колонки там, где работают. Наблюдают и определяют со своими коллегами, какие птички угощаются у них.

На Ваш взгляд, в целом сейчас дети очень оторваны от природы? Если да, то насколько серьезна эта проблема? Что делать?

Младшие школьники, например, очень интересуются природой. Самая благодарная аудитория. Они очень любознательны, хотят всё знать и оптимисты. Их друзьям тоже нравится природа, любят наблюдать за птицами, как они выглядят, едят, отдыхают, дружат.

Георгий Льгов (2 кл.) хочет узнать больше о птице-носороге и еще интересуется насекомыми и динозаврами.

Екатерина Миловзорова (2 кл.) и Яна Мазец (2 кл.) черпают у природы вдохновение рисовать птиц, узнавать, чем питаются, как живут, как говорят.

Артём Костенко (2 кл.) хочет узнать всё о зеленом дятле, почему он зеленый и чем питается.

Юрий Комаров (2 кл.) хочет узнавать всех птиц в природе, увидеть всех сов.

Владислав Жачковский (2 кл.) мечтает увидеть цаплю и узнать, почему у неё такой длинный клюв. Наблюдает за насекомыми и растениями.

Семен Литвиненко (2 кл.) хочет увидеть дубоноса и узнать, почему у него необычный клюв.

У Марии Ларионовой (2 кл.) есть мечта увидеть иволгу, потому что она красивая и интересная.

Мария Яковлева (3 кл.) заинтересовывает своих одноклассников рассказами о птицах, о которых читает в книжках и энциклопедиях. Ей на Новый год подарили книгу белорусского орнитолога Сахвона В.В. «Птицы Беларуси», которая вышла в 2021 году. Маша с книгой не расстаётся, показывает мне, одноклассникам, которые с удовольствием смотрят удивительные фотографии с птицами и слушают, как Маша читает про птиц из этой книги. Также хочет узнать, чем питается бородач, и изучить птиц-«краснокнижников». Любит водных птиц – нравится наблюдать за ними на водоёме. Мечтает увидеть чирка-свистунка.

Тимофей Хорошко (3 кл.) хочет узнать, откуда появились панды, и увидеть сову и снегиря. Интересуется рыбами.

Вячеслав Куканков (3 кл.) хочет узнать больше о перелетных птицах, какая у птиц ДНК. Интересуется деревьями и их плодами, а еще медведями.

Анатолий Куканков (3 кл.) любит природу, потому что она творит чудеса –  даёт солнце, снег, радугу. Мечтает увидеть сизоворонку.

Николай Садовский (4 кл.) интересуется муравьями, хочет больше узнать о жизни соколов, орлов и сов и увидеть сизоворонку, потому что она редкая и красивая.

Никита Миналто (4 кл.) мечтает увидеть глухаря и узнать, как эта птица с большим весом умеет летать, а также любит наблюдать за птицами в лесу, потому что там  тише. Хочет посвятить жизнь географии.

Экскурсия по заказнику "Соколиный"

Экскурсия по заказнику “Соколиный”

Вообще дети уже различают птиц в природе, знают всех врановых, синицевых, вьюрковых, вестников весны и в какое время они прилетают. Любят рассказы о китах, акулах, дельфинах, чайках, муравьях, птицах, домашних питомцах.

А вот пожелания учащихся постарше. Мария Соколова хочет увидеть стервятника – он напоминает монстров из фильмов, Полина Юч (7 кл.) мечтает увидеть птицу с головой рыбы – а вдруг такая существует. Михаил Баторшин (5 кл.) хочет встретить обыкновенную горлицу, птицу этого года, Люба Урсу – зимородка, Даниил Жук – белую лазоревку. Яна Свиридович (8 кл.) наблюдает за птицами с младшим братом Захаром, первоклассником, который записался ко мне на занятия в этом учебном году. Они вместе любят наблюдать, как птицы летают и строят гнезда. Дарья Литасова (5 кл.) больше хочет узнать о первых птицах, появившихся на Земле, и еще изучает динозавров.

Совет: Ради тех детей, у кого интерес к природе есть, даже если их меньшинство, нужно обязательно работать с детьми. А кому неинтересна природа – ну что ж, мириться с этим, как с неизбежностью.

Какие отзывы Вы слышите от родителей? Понимают ли они вообще важность таких занятий для детей?

Отзывы очень лестные и самые хорошие. Многие родители понимают важность таких занятий и поддерживают интерес детей. Они наблюдают за птицами вместе, даже по почте шлют мне свои фотографии природных объектов и наблюдений. Родители Марии Соколовой очень интересуются, как прошли занятия по орнитологии. Папа называет её «птицелюбкой».

Другие же не против, чтобы их дети посещали занятия, но не понимают их важности.

Некоторые же родители, если и не понимают, то всё равно хотят, чтобы их ребенок был зачислен, чтобы не отставать от других пап и мам.

За столько лет повзрослели многие, кто начал знакомиться с птицами благодаря Вам. Вы знаете об их дальнейшем пути?

Многие из ребят, которые занимались у меня, мечтали свою будущую жизнь связать с биологией, другие – путешествовать, увидеть пингвинов в дикой природе, третьи – стать фармацевтом и создать свою лабораторию, в которой будут разрабатываться лекарства от самых серьёзных болезней, четвертые – писать заметки о птицах и выпустить свой журнал, другие же просто учить детей. Вот один мальчик мечтал стать поваром и стал им. Посещал мои занятия еще один мальчик. Записался во 2-ом классе и так до 9 класса. Ему была интересна природа. Показывал отличные результаты в учебе, в научных исследованиях, неоднократно выступал в городском конкурсе экологических проектов на английском языке, занимал призовые места в районных, городских, республиканских, международных конкурсах исследовательских работ. Призер III Республиканской олимпиады по биологии (диплом I степени). Лауреат премии Минского городского исполнительного комитета. Мама хотела, чтобы он учился на банковское дело. Но сердцу не прикажешь. Он поступил на биофак БГУ и закончил его 4 года назад по специальности биотехнология.

Одна учащаяся окончила геофак БГУ по специализации научно-педагогическая деятельность.

Некоторые мои ученики также осуществили свою мечту: поступили в БГУ на факультет международных отношений: была тяга к дипломатической работе и не прошла даром учеба в англоязычной гимназии. Осуществила свою месту и еще одна ученица Нина Велько: поступила в Международный государственный экологический институт им. А. Д. Сахарова Белорусского государственного университета на медико-биологическое дело – будущий биолог-аналитик. Андрей Гапон окончил БНТУ и стал геодезистом. Работа его связана  с изучением, наблюдением и воздействием на объекты неживой природы, но успевает в полях понаблюдать и за пернатыми.  Другие уже  окончили педагогический университет им. М. Танка и работают учителями в школах и воспитателями в детских садах.

Экологические знания и навыки, которые они получили за время учебы, я думаю, не забыли. Любовь к птицам останется, и они это передадут уже своим ученикам и детям.

Лысуха. Фото И. В. Бириной-Павловой

Лысуха. Фото И. В. Бириной-Павловой

Как Вы думаете, полученные опыт и знания как-то помогают им в жизни?

Я думаю, да. Они любознательны, знают больше, чем многие их ровесники, они интересны окружению и учителям также. От школы их выдвигают на различные конкурсы, форумы, конференции, мастер-классы, так как они уже показали и продолжают показывать высокие результаты. А это почётно, когда ты авторитетен и на тебя полагаются и доверяют. Как ответила Мария Соколова: “Блистаю знаниями на школьных мероприятиях!”

Ими гордятся родители и школа.

Некоторые старшеклассники хотят связать свою жизнь с биологией, географией, химией, краеведением.

Что пожелаете родителям и детям?

Самого крепкого здоровья, счастья, больших успехов в учёбе, вдохновения, счастливой мирной жизни, наполненной радостями и достижениями, новых встреч с птицами, побед в конкурсах и новых открытий. Пусть все, что задумано, у них обязательно исполнится!

Фото героини и из ее архива

 Одноклассниках


Падзяліся артыкулам у сацсетках:


Spelling error report

The following text will be sent to our editors: