Знакомьтесь – Ольга Харитонович, хранительница дикой природы. Её рассказ – настоящее путешествие по дикому Полесью: заглянем на волчьи тропы и в барсучьи городки.
Всегда называю себя – дитя асфальта. Родилась в Минске и жила среди бетона и асфальта. Несмотря на это, меня всегда тянуло к природе. У бабушки на даче, а потом и на своей даче, я днями пропадала в лесу. Не знаю, почему так, но в лесу я чувствовала себя как дома. Лес для меня – это что-то особенное, волшебное, будоражащее.
Второй моей любовью в детстве были животные. Всё, что бегало на четырех лапах, обязательно тискалось и подвергалось страстной любви. Не важно, кто это был: корова, кошка, собака или лошадь. Дикие животные, если встречались, вызывали бурю восторга. Поэтому при выборе профессии даже не было вопросов. Я мечтала стать ветеринарным врачом, и я им стала. Сейчас занимаюсь такими направлениями, как ветеринарная диетология, зоопсихология и дерматология.
Когда однажды, совершенно случайно, я побывала в Турове, это место не оставило меня равнодушной. Я решила, что хочу жить здесь и точка. И через месяц я уже жила в Турове.
Полесье стало частью меня. Я, как могучий дуб, вросла корнями в эту землю.
Этот край меня очаровал безумством красоты, палитрой красок, бескрайними просторами, разнообразием птиц и зверей. Невозможно было не влюбиться в Припять и ее разливы, припятские дубравы, Случь, Ствигу, бескрайние леса и болота. Я дышу Полесьем, я им болею, я не вижу себя без него.
Но не все здесь так безоблачно, как кажется. Природных и экологических проблем много, даже слишком: сплошные рубки, уничтожение дубрав, мелиорация, охота, несанкционированные карьеры, разрушение дюн и археологических памятников, строительство дорог через болота – бесконечный список. За девять лет жизни здесь я вижу изменения в окружающем мире, и они не в лучшую сторону: зверей и птиц стало гораздо меньше, когда-то буйствующая своей красотой природа увядает. Многие любимые мной места превращаются в пустошь, лесные тропинки – в разбитые лесовозами дороги. Припять уже несколько лет не радует глаз своими разливами. Дикие недосягаемые места превращаются в легкодоступные и уже загажены несанкционированными стоянками сборщиков черники и клюквы. Про любителей культурного отдыха у воды говорить вообще не хочется. Берега рек завалены мусором. Каждый год приходится все это убирать своими руками и вывозить.
Мне хотелось бы сохранить Полесье таким, каким я его полюбила. Не хочу вздыхать в воспоминаниях о чем-то, что любила. Хочу, чтобы это радовало глаз не только мне, но и нашим гостям, сегодня и в далеком будущем.
Такого разнообразия дикого мира, как на Полесье, я еще не встречала нигде. Количество птиц весной просто ошеломляет. Первое впечатление, которое я получила от встречи с тысячами птиц на Туровском лугу, меня до сих пор не отпускает. В последние годы, из-за отсутствия разливов, птиц почти нет, и я очень скучаю по этому птичьему общежитию и его несмолкаемому шуму.
Полет над Туровом и кольцевание птиц – в видео Антона Можейко
Каждая встреча с диким животным была для меня событием большого масштаба в личных переживаниях и впечатлениях. В Турове мне довелось впервые увидеть зубров на свободе. Каждый год могу наблюдать за их мирно пасущимся стадом в своих секретных местах. Оленей, лосей, диких коз, кабанов, зайцев, лис диковинкой не считаю, встречаю часто, но всегда радуюсь. Хочется отметить, что животных стало намного меньше, и встреч с ними тоже.
Из самых впечатляющих встреч, которые оставили неизгладимые впечатления, стали встречи с волками. Раньше, наши встречи были виртуальными, я тропила их след. Мне было ужасно интересно, где они ходят, что делают.
В этом году мне трижды удалось увидеть волков вживую.
Первая встреча была мимолетной, волк где-то вдалеке перебежал лесную дорогу, по которой я шла. Я даже не сразу успела осознать, что только что, первый раз в жизни, я видела волка.
Во вторую встречу мне удалось познакомиться с волчьей семьей, следы которой я тропила три года подряд на своих лесных прогулках. Они просто перебегали дорогу, по которой я ночью ехала. Ребята оказались довольно смелыми, остановились на дороге, потом вернулись к обочине и просто подождали, когда я проеду.
Смотри видеолекцию с ученым Ясоном Бадридзе, прожившим 2 года среди волков
Третья встреча с волком, уже из другой волчьей семьи, за которой я тоже слежу, была самой необыкновенной! К тому моменту я уже нашла барсучий городок и впервые шла устанавливать фотоловушку. Пока я топталась у подножья барсучьего городка в поиске удачного места, я слышала, что с другой стороны идет зверь, но не ожидала, что увижу волка. Он выскочил на возвышенность городка в каких-то 10 метрах возле меня. По его реакции было видно, что он тоже не ожидал такой встречи. Мы оба замерли, какое-то время смотрели изучающе друг на друга, потом волк в прыжке развернулся и убежал. Не скрою, в том момент ноги тоже понесли меня в противоположную сторону. Хотя потом, я все же успокоилась и вернулась, чтобы установить фотоловушку.
Радость от встречи пришла позже, вначале было очень страшно. Я знала, что волк не должен меня тронуть, но на секунду закралась мысль, а что, если это не барсучий городок, а волчье логово, и волчица сейчас будет его защищать? Помню, что лихорадочно изучала внешний вид волка, не видны ли оттянутые волчатами соски, и заметила впалый живот. В тот момент я еще подумала: «О Боже, он еще и голодный!» Сейчас, со стороны, все это кажется смешным. Человек для волка враг №1, и первое, что волк сделает при встрече с ним, – будет спасать свою жизнь и убегать.
Сейчас встречи с волками уже не боюсь, даже в тайне на нее надеюсь. Там, где я хожу, очень большая вероятность такой встречи. Рядом проходит волчья тропа, и место нелюдимое: надеюсь, свидимся с ними еще.
Теперь любовь к волкам занимает особое место в моем сердце. Все они стали для меня родными. Я очень переживаю за свои подопечные семьи, а их у меня две. И каждый раз, когда вижу на тропе охотничью вышку и свежие привады на волка (обычно егеря привязывают металлической проволокой туши телят, шкуры и коровьи головы), мое сердце сжимается от негодования. Это нечестная охота, сидеть в уютном домике и целиться в оптический прицел в волка, который пришел на запах падали. Обидно и нечестно…
Хочется еще вспомнить встречу на волчьей тропе со взрослым орланом-белохвостом, который мирно обедал на коровьей голове, предназначенной для волка. Он вылетел на меня прямо из леса. По громкому хлопающему звуку крыльев взлетающего орлана мне казалось, что на меня сейчас вылетит, как минимум, дракон. Всегда видела орлана издалека, то высоко в полете, то на дереве. А тут такой маневр прямо в лоб. Впечатляющее зрелище! Знала, что орлан-белохвост большой, но не представляла, что он такой гигантский! Размах его крыльев мне показался больше моего размаха рук. Сейчас был бы уместен жест, который обычно используют рыбаки, демонстрируя свой улов.)
Самая большая мечта – увидеть рысь. В наших лесах она есть. И зимой, когда в лесу особо нечего делать, я троплю рысь в надежде дойти до дерева, на котором она будет мирно почивать. Пока довольствуюсь слежкой по свежему снежку. След, как назло, уходит куда-нибудь в болото, а мне туда зимой не пройти. Изучение рысьих повадок оказалось очень увлекательным занятием. Самое мое любимое наблюдение про рысь: она не пройдет мимо упавшего дерева, а всегда с гордостью пройдется по нему, как по подиуму. Или обязательно запрыгнет на дерево, чтобы перейти через него. Иногда так наскачешься вокруг этих деревьев и через, пока пройдешь всю тропу, но все это в удовольствие.
Шляться по лесам – мое любимое занятие.) Мне хлеба не давай, а пусти в лес. Днями бы ходила, лишь бы время позволяло. В какой-то момент я поняла, что просто гулять, тропить зверя и наблюдать – маловато будет! И я купила фотоловушку. Хочу собрать портреты всех своих любимчиков, чьи следы мне попадаются.
Барсучий городок мне попался совершенно случайно. У меня даже не было такой цели. Я просто изучала участок леса возле волчьей тропы в надежде найти что-нибудь интересное. Очень хотелось найти волчье логово или столовую, а нашла барсучьи норы. Кстати, именно эта находка окончательно подтолкнула к покупке фотоловушки. Уж очень было любопытно, кто там живет. Уверенности, что там барсук, не было. Старые барсучьи норы может занять кто угодно, даже волчица.
Все же городок оказался барсучьим. И я даже не ожидала, что барсуки такие милые. Они просто нагло отобрали еще одну часть моего сердца и прописались там навечно.)
Мои наблюдения за барсуками только начались. За это время удалось узнать, что пара барсуков успешно вывела трех малышей. Очень забавно было наблюдать за их первым выходом в свет и неуклюжей игрой, как бдительная мамаша принюхивается и всматривается, бдя за безопасностью малышей, как папаша-барсук по вечерам, в гордом одиночестве, занимается чисткой своей шерстки. Удалось сделать несколько интересных наблюдений, которые пока не вписываются в то, что я читала о барсуках. Например, что папа-барсук не участвует в воспитательном процессе малышей. Наш папаша был уличен в заботе и воспитании. Я, конечно, могу ошибаться, но я постепенно учусь и узнаю новое, продолжая наблюдать за барсуками.
Кстати, барсуки должны быть мне немного благодарны. Моя встреча с волком у барсучьего городка оказала им услугу. Волк еще нескоро сунет туда нос, чтобы отобедать свежей барсучатиной. Я надеюсь, мой стойкий запах в округе ему будет напоминать о нашей встрече, и все барсуки останутся целы и невредимы. Пусть ищет себе другой обед.
Сейчас я переставила фотоловушку с барсучьего городка на звериные тропы в надежде поймать в объектив волков. Но к барсукам обязательно вернусь. Впереди еще много интересного.
Я в этом вопросе не эксперт и поначалу чувствовала себя как слон в посудной лавке, консультировалась с профессионалами, чтобы не навредить своим присутствием диким животным.
Самая главная задача – оставить на месте съемки как можно меньше признаков своего присутствия. Ходить осторожно, чтобы не обрушить вход в нору или ход, не засовывать туда палки и не пытаться выкурить животное. К сожалению, видела и таких «любителей природы». Лучше вообще лишний раз к норам не подходить, заранее продумать место съемки, быстро установить камеру, не шуметь, меньше топтаться и долго не задерживаться. Чем меньше останется моего запаха, тем спокойнее будет чувствовать себя животное. Раньше я брала с собой в лес собаку, больше из целей безопасности. Сейчас, посещая барсучий городок, собаку оставляю дома. Пес хоть и милый, и домашний, но вред учинить может. Опять же, запах собаки может добавить барсукам стресса.
Дикое животное при встрече с человеком, с очень большой долей вероятности, убежит или скроется. Главное, не пытаться его догнать. Инстинкты у нас с животными одинаковые: замри, беги или нападай. Чаще всего срабатывают первые два. И если от вас не будет исходить какой-то угрозы, третьего не случится. Хотя, я вот тут рассказываю, а сама боюсь неожиданных встреч, особенно с кабанами. Поэтому, пока иду по лесу к месту назначения, шумлю погромче, чтобы меня услышали.)
В моей коллекции уже куча занимательных видео из жизни барсуков и их соседей, а соседей оказалось много. Постепенно выкладываю короткие сюжеты на своей страничке в Инстаграм. Уверена, что большинство с замиранием сердца, как и я, наблюдает за развитием событий в барсучьем городке.
Одна подписчица написала: «Я смотрю и не верю… Неужели это не сказочные персонажи? Неужели они существуют в реальном мире?»
Наверное, я стала хранителем именно потому, что сама чувствовала себя героем сказки с волшебными существами, впервые попав в Полесье. Хочется сохранить Полесье и его обитателей, чтобы все эти персонажи не казались нам сказочными существами в волшебном лесу.
Беседовала Алеся Башаримова
Фото и видео с барсуками Ольги Харитонович