В Европе зарегистрирована крупнейшая в истории вспышка птичьего гриппа
Апошнія навіны,Сусветная навіна ад 18 кастрычніка 2022 года
С октября 2021 года по сентябрь 2022 года была зарегистрирована самая крупная вспышка птичьего гриппа (HPAI) в Европе за всю историю. В предыдущие годы летом выявлялись лишь единичные случаи либо их не регистрировалось вовсе.
О беспрецедентной эпидемии говорится в отчете за июнь – сентябрь 2022 года, который подготовили Европейское агентство по пищевым продуктам и безопасности (EFSA), Европейский центр профилактики и контроля заболеваний и справочная лаборатория Евросоюза.
Впервые появившись в 1996 году на небольших гусиных фермах в Восточной Азии, болезнь быстро распространилась и по птицефабрикам. С тех пор было несколько вспышек в популяциях диких птиц в Азии, особенно среди уток, гусей и лебедей, которые во время миграции иногда залетали в Европу. Эти вспышки оказали значительное локальное воздействие на популяции, но затронули лишь несколько видов, прежде чем угаснуть, а в Европе вспышки ограничивались в основном осенними и зимними месяцами.
Однако новый штамм вируса H5N1, который, как полагают, появился в 2014 году, более заразный.
Высокопатогенный вирус птичьего гриппа встречается в основном у птиц, является высокозаразным среди птиц и может быть смертельным, особенно для домашней птицы. Млекопитающим передается реже.
Птичьему гриппу подвержены и исчезающие виды птиц, поэтому последствия вспышек вируса для дикой природы могут быть весьма негативными.
Большой процент популяций птиц подвержен влиянию активного штамма H5N1, — говорит Виллем Ван ден Босше, старший сотрудник BirdLife по миграционным путям. – Погибло 40 % популяции кудрявых пеликанов юго-восточной Европы и более 80 % популяции большого поморника в Великобритании. Очень тревожно, что активный штамм H5N1 присутствует круглый год у большого количества видов и, по-видимому, способен быстро переходить от вида к виду. Это изменение предполагает перенос инфекции от зимних мигрантов к летним, а также к оседлым видам птиц, в том числе к тем, которые живут в колониях.
Европейский центр профилактики и контроля заболеваний пришел к выводу, что риск заражения для населения в целом в ЕС/ЕЭЗ является низким, а для людей, подвергающихся профессиональному воздействию, – от низкого до среднего, с высокой степенью неопределенности из-за большого разнообразия циркулирующих вирусов птичьего гриппа в популяциях птиц. Риск передачи вируса человеку при контакте с зараженными продуктами птицеводства считается незначительным.
Первым признаком масштабности эпидемии стала гибель более 300 журавлей-красавок во время вспышки птичьего гриппа в Индии в ноябре 2021 года. В это же время вирус уже циркулировал и среди популяций морских птиц в Южной Африке.
Вирус вскоре распространился на запад — вероятно, его перенесли дикие птицы. В декабре от птичьего гриппа погибли 5000 серых журавлей в Израиле, и с тех пор вспышки были зарегистрированы почти в каждой европейской стране. Это привело к массовой гибели многих видов, в том числе более 2000 редких кудрявых пеликанов в Греции.
Вирус вскоре был зарегистрирован в Северной Америке — на континенте, где первый случай птичьего гриппа был зарегистрирован только в 2014 году, — и с тех пор он был обнаружен у более чем 50 диких видов континента, от виргинских филинов и белоголовых орланов до северных олуш и гудзонских сорок.
С 11 июня по 9 сентября 2022 года в 16 странах ЕС/ЕЭЗ и Великобритании было зарегистрировано 788 случаев обнаружения штамма вируса HPAI, из них 56 — у домашней птицы, 22 и 710 — у содержащихся в неволе и диких птиц соответственно. У диких птиц обнаружилась необычная живучесть вируса: вспышка наблюдалась все лето в 15 странах Европы. Вирус достиг колоний морских птиц на побережье Северной Атлантики, вызвав массовую смертность, особенно в Германии, Франции, Нидерландах и Великобритании.
Особенно пострадали во время этой волны птичьего вируса морские виды, размножающиеся в густонаселенных колониях. Нидерланды потеряли до 80% своей гнездящейся популяции пестроносых крачек за две недели. Крупные вспышки были зарегистрированы в глобально важных популяциях нескольких видов в колониях морских птиц в Великобритании. На многих шотландских островах сообщалось о множественных случаях массовой гибели колоний морских птиц, в том числе в крупнейшей в мире популяции северных олуш в Басс-Роке – предварительные данные свидетельствуют о массовом неудачном сезоне размножения и значительном воздействии на популяцию. В Канаде более 8000 трупов северных олуш были выброшены морем на берег.
Хищные птицы и падальщики также пострадали больше, чем в предыдущие волны. Вероятно, они заразились, питаясь инфицированными птицами или их тушками. Вызывает тревогу тот факт, что вирус был обнаружен также у нескольких видов хищных млекопитающих, от выдр и тюленей до лисиц и куниц.
Однако, в отличие от предыдущих штаммов вируса в случае штамма H5NI не все зараженные птицы умирают от болезни, и некоторые виды, по-видимому, поражаются сильнее, чем другие. Также было несколько сообщений о зараженных птицах, у которых не было внешних признаков болезни. Исследователи пытаются выяснить причины этих различных воздействий, поскольку они, вероятно, способствуют распространению вируса.
Зараженные дикие птицы представляли постоянный риск заражения и для домашних птиц. С июня по сентябрь количество вспышек среди домашних птиц снизилось по сравнению с предыдущими месяцами, но было более чем в пять раз выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Учитывая случаи, выявленные у домашних и диких птиц до сентября, нынешняя эпидемия явно продолжается. С началом осенней миграции и увеличением числа диких птиц, зимующих в Европе, они, вероятно, подвергаются более высокому риску заражения птичьим гриппом, чем в предыдущие годы, из-за сохранившихся локалитетов вируса в Европе, — сказал Гийом де Сез, руководитель отдела оценки рисков EFSA.
EFSA рекомендует быстро внедрить устойчивые стратегии смягчения последствий птичьего гриппа, включая соответствующие меры биобезопасности и стратегию наблюдения с целью раннего обнаружения. Следует рассмотреть среднесрочные и долгосрочные стратегии профилактики в густонаселенных районах и в птицеводческих хозяйствах, в высокой степени подверженных риску заражения птичьим гриппом.
В Европе за этот период в общей сложности было зарегистрировано 2 467 вспышек птичьего гриппа среди домашней птицы, и 47,7 миллионов птиц были забиты в пострадавших хозяйствах. Кроме того, было зарегистрировано 187 случаев птичьего гриппа среди птиц, содержащихся в неволе, и 3 573 случая среди диких птиц. Географический охват эпидемии этого года беспрецедентен: от архипелага Шпицберген в Норвегии до юга Португалии и Украины на востоке. В общей сложности затронуто 37 европейских стран.
Осенью 2021 г. вирус H5N1 впервые пересек Атлантический океан, распространившись из Европы в Северную Америку по миграционным путям. Это вызвало тяжелую эпидемию среди домашней птицы в нескольких провинциях Канады и штатах США, а также гибель диких птиц.
Первая линия защиты от птичьего гриппа – раннее выявление вспышек заболевания и быстрое реагирование. Птичий грипп способен быстро распространяться по регионам, поэтому фермеры должны своевременно сообщать о случаях заболевания в национальные ветеринарные органы, а те – во Всемирную организацию здоровья животных. Это позволит странам предвидеть и подготовиться к потенциальным новым вспышкам птичьего гриппа.
Борьба с вирусом после его распространения среди диких птиц чрезвычайно сложна и потребует скоординированных усилий. Усиленный мониторинг болезни имеет решающее значение и позволит понять весь масштаб ее последствий, а также то, где и как она распространяется, что позволит защитникам природы действовать эффективно.
Однако большинство стран проверяют только часть мертвых птиц, а это означает, что имеющиеся данные обычно сильно занижают степень воздействия волны птичьего гриппа.
Глобальная природоохранная ассоциация BirdLife International призывает правительства создать системы мониторинга для отслеживания птичьего гриппа среди широкого круга видов и мест, организовать дополнительные мощности для скорейшего удаления из окружающей среды трупов зараженных птиц. Дело в том, что в трупе вирус остается активным в течение нескольких дней или даже недель, и это может привести к распространению болезни на других птиц в гнездовых колониях или на виды падальщиков.
Однако большинство инструментов для остановки распространения инфекции в конечном итоге нацелены на его источник — птицефермы. Уменьшение интенсивности птицефабрик, где тысячи птиц живут в тесноте, значительно уменьшит распространение болезней. Птичий грипп может распространяться через птичьи фекалии и перья, корм и воду, которую они пьют, а также через обувь и одежду людей, поэтому также необходимы строгие меры биобезопасности.
Также важно ограничить или устранить возможности контакта между домашними и дикими птицами. Возможные меры – содержание домашних птиц в помещении, обеспечение надлежащей биобезопасности зданий и, в долгосрочной перспективе, размещение ферм вдали от мест скопления диких птиц, таких как водно-болотные угодья и другие места, важные для миграции.
Вакцинация домашней птицы — еще один потенциальный инструмент борьбы с эпидемией. Пока вакцинация запрещена в ЕС и США, в основном из-за опасений, что может способствовать дальнейшему развитию новых мутаций вируса, но после этой беспрецедентной волны птичьего гриппа некоторые европейские страны рассматривают и этот вариант.
Вакцины сейчас используются на птицефабриках в Юго-Восточной Азии, — говорит Ван ден Босше. — Необходимо срочно изучить плюсы и минусы их использования, поскольку вакцинация может быть последним средством, чтобы попытаться остановить распространение вируса и спасти некоторые крошечные изолированные популяции диких птиц.
Виды с небольшими изолированными популяциями, такие как буревестники, особенно беспокоят защитников природы. Единичная вспышка птичьего гриппа может привести к потере всей популяции. Риски, которые вирус представляет для диких птиц, усугубляются многими другими угрозами, влияющими на них, от потери среды обитания до чрезмерной эксплуатации и изменения климата.
Эффективное сохранение и восстановление наиболее важных для природы мест, в частности, ключевых территорий для биоразнообразия, – важные меры реагирования на кризис биоразнообразия, косвенной выгодой от которых может стать и минимизация воздействия птичьего гриппа.
По материалам efsa.europa.eu, birdlife.org и woah.org
Падзяліся артыкулам у сацсетках: