Вызвали на ковёр и… и пригласили в экспедицию. Интервью с орнитологом Виталием Сахвоном

ад 1 жніўня 2023 года

От детских наблюдений и самодельного определителя птиц – к работе в университете. Побеседовали с Виталием Сахвоном, замдекана биологического факультета БГУ, к.б.н., доцентом, создателем сайта о птицах города.

ВИТАЛИЙ САХВОН

Откуда у Вас интерес к птицам и дикой природе?

Мое осознанное (на сколько можно применить это слово к тому возрасту) увлечение птицами и в целом природой возникло еще в школьные годы, где-то в 5-6 классе. Именно тогда я практически все свободное время проводил на природе, при каждой возможности уходил в ближайшие леса в поисках различной живности.

В первое время мое познание природы проявлялось с одной стороны через коллекционирование насекомых, в особенности бабочек, с другой – через многочасовое наблюдение за птицами. В то время каждое лето родители отвозили меня к бабушке в деревню, и я там только этим и занимался.

Классе в восьмом я бросил коллекционирование насекомых и полностью переключился на птиц. Меня очень интересовала гнездовая жизнь птиц, я подолгу гулял по окрестностям, выискивал знакомых и незнакомых мне птиц и наблюдал за их поведением. Иногда сутками напролет приходилось выкармливать птенцов. Помню, был счастлив, если удавалось поставить их на крыло.

Не знакомым мне птицам я сам придумывал название, основанное на том или ином признаке. Оно за ними закреплялось до тех пор, пока я случайно через фото в журналах, описание книг или через телепередачи (в первую очередь «В мире животных») не узнавал настоящее ее название. Например, зарянка для меня была птичка с оранжевым горлышком, серая мухоловка – птица с усами.

Нужен определитель птиц? Рекомендуем этот!

По мере накопления знаний о птицах, я задумался об их аккумулировании, поэтому завел общие тетрадки, где составлял своего рода каталог с описанием биологии, внешнего вида птиц и млекопитающих, вклеивал напротив каждого вида картинки, которые попадались мне, или просто делал зарисовки, и получался импровизированный определитель. Сейчас понимаю, что потратил много времени как бы зря, с учетом того, как эта информация стала легкодоступной спустя десяток лет, однако в то время это было очень полезным, поскольку систематизировало для меня знания и показывало мне, насколько богат животный мир.

Мое увлечение не особо поддерживали в школе учителя профильных предметов (биология и химия), так как у нас готовили учеников для поступления в медуниверситет, а я вот вдруг захотел стать зоологом. С 10 класса я стал регулярно вести полевой дневник, где описывал результаты своих выходов в природу, различные явления в жизни птиц, проводил описания обнаруженных гнезд, следил за их судьбой.            

Кого Вы можете назвать своим учителем в орнитологии? Чему он Вас научил?

Своим учителем считаю профессора Василия Витальевича Гричика. Он не только превосходный орнитолог, но и отлично разбирается в териологии, энтомологии и ботанике. Обладая огромным опытом изучения животного мира Беларуси и не только и в целом обширными знаниями в биологии, по сей день по любым вопросам обращаюсь к нему в первую очередь и все еще продолжаю учиться у него.

Помню, что я так и не решился обратиться к нему, когда поступил в университет, сразу же, на 1 курсе, хотя знал, что есть такой преподаватель, ученый, интересы которого очень мне близки. Василий Витальевич первый вызвал меня на ковер (он тогда был замдекана) в конце первого курса, я ждал, что меня сейчас отчитают (было за что). Однако Василий Витальевич стал интересоваться, правда ли я увлекаюсь птицами и о каких вообще интересных находках и встречах птиц я мог рассказать. Затем он взял меня в экспедицию, мою первую, на несколько ночевок в лесу, с палатками, кострами и длительными многочасовыми походами в поисках птиц. Я помню, как он рассказывал мне про отличительные черты видов, характерные особенности вокализации, биологии, объяснял, где устраивает гнезда тот или иной вид. Именно тогда я получил от него хорошую базу, которую впоследствии стал расширять своими самостоятельными выходами в природу и чтением специализированной литературы.

Легко ли найти общий язык со студентами, заинтересовать их птицами? Поделитесь, как Вы это делаете.

Птицы – это очень благодарная тема лекций, ведь они всегда на виду, их большое количество видов, люди соприкасаются с ними практически все время и легко узнают, поэтому их все любят, как мне кажется. К тому же птицы – очень красивые создания, с интересной и разнообразной биологией, многие из них умные и легко наделяются нами чем-то человеческим. Раздел зоологии, посвященный птицам, – один из самых желанных для меня, поскольку студенты всегда внимательно и с интересом слушают все, что я им рассказываю.

Віталь Сахвон

При подаче материала я стараюсь обращаться к примерам, которые касаются наших птиц, причем самых известных, понимая, что это должно вызвать интерес у студента. Допустим, всегда затрону тему биологии кукушки, роста и развития птенцов, поведения родителей, зимней подкормки птиц и т. д., разбавляя это фактами, которые известны только специалистам-орнитологам, но способны вызвать интерес у студентов.

Для чего «нести в массы» знания о птичьем мире Беларуси?

Изучение природы, наблюдение за птицами – пожалуй, одно из тех занятий, увлечений, хобби, которое легко доступно и способно сделать нас счастливыми. Оно позволяет абстрагироваться от окружающего мира, от всех проблем, даёт человеку побыть одному и воспитывает в нас бережное отношение к природе, развивает самые положительные качества.

На лекциях я всегда заостряю внимание студентов, что все они скоро создадут семьи, появятся дети. И вот именно пока ребенок растет, в дошкольном возрасте, самое лучшее, что они могут ему дать и как сделать его счастливым – это показать природу, все живое вокруг, дать прикоснуться к ней и научить любить ее.

Вы создали сайт ubirds.by, посвященный городским птицам. Откуда такой интерес именно к ним, кандидатская ведь у Вас была о полесских лесных птицах?

После защиты кандидатской диссертации стал вопрос о дальнейшем векторе исследований с учетом занятости на работе на тот момент. Появилась значительная нагрузка в университете, лекции, лабораторные занятия, что делало выезды в «поля» весьма затруднительными.

Нужна была новая тематика исследований, доступная мне и в то же время актуальная и современная, поэтому выбор пал на городских птиц, в частности, на те процессы, что происходят с ними при внедрении и обитании на городских территориях. Изучение синурбизации птиц, т.е. адаптации к обитанию в городах, является одним из современных направлений в орнитологии.      

Расскажите немного о своем сайте, для чего он был создан, какую информацию там можно найти. Как птичеры могут Вам помочь в исследованиях?

Идея создания сайта появилась благодаря Людвику Томялойцю, всемирно известному польскому орнитологу, который значительную часть жизни посвятил изучению городских птиц. Кстати, он родился на Ошмянщине. В последние годы его жизни мы очень много общались и обсуждали возможность запустить масштабный проект по изучению вяхиря в центрально- и восточноевропейском регионах, с привлечением к нему ученых из Польши, Беларуси, Украины, европейской части России. Чтобы собирать информацию по данному виду, мы и решили создать сайт.

Вяхирь

Вяхирь. Фото Елизаветы Лёвкиной

Однако позже идея трансформировалась, и сайт мы посвятили всем городским птицам. Здесь в легкодоступной для неспециалистов форме была представлена информация о всех птицах, когда-либо регистрировавшихся в городах.

Был предусмотрен и раздел с новостями городской орнитологии, а также раздел, где планировалось аккумулировать библиографические списки, посвященные городским птицам.

Немаловажной являлась функция обратной связи с посетителями сайта, поскольку планировалось, чтобы они присылали свои встречи птиц, находки гнезд, выводков и т.д., которые бы накапливались на сайте и были доступны для всех.

Конечно, сайт нуждается в доработке, расширении, адаптации, поскольку я делал за свои деньги, насколько мог себе позволить. Последнее, чем занимаюсь, хотя и медленно, – это добавляю фотоматериал, касающийся гнездования птиц, который можно использовать в качестве определителя. Надеюсь, в ближайшее время удастся уделять значительно больше времени развитию сайта.  

Кстати, в «ковидные» времена, было решено задействовать сайт при проведении летней зоологической практики у студентов биологического факультета, которая проходила дистанционно. Студенты при выполнении заданий фотографировали птиц и под нужными видами прикрепляли свои наблюдения, сделанные на своих малых родинах.   

Сейчас же я подхожу к тому, что данный сайт будет важным местом сбора информации от орнитологов-любителей и не только. Ведь моя цель на ближайшие годы – запустить проект по составлению атласа птиц Минска, подобно таким, что создаются в Европе, России по определенному образцу. В этом деле я сильно надеюсь на бердвотчеров, без которых выполнение этого проекта становится невозможным. В конце этого года или в начале следующего я планирую запустить этот проект и привлечь в команду (авторский коллектив) наиболее активных из них. Надеюсь на отклик и поддержку с их стороны.

Какие Ваши любимые минские локации для наблюдения за птицами? А за пределами столицы? Какие виды там можно встретить?

Мое самое любимое место для наблюдений за птицами – это памятник природы республиканского значения «Дубрава Щомыслицкая» возле корпуса биофака БГУ. Здесь я буквально знаю каждый уголок и историю чуть ли не каждого участка, знаю, кто из птиц и где встречается и гнездится.

Конечно, научные исследования несколько иное, чем простое наблюдение за птицами. Тем не менее, я всегда не прочь просто прогуляться здесь и понаблюдать за пернатой мелочью. При этом всегда можно подчерпнуть что-то новое. В частности, в каждый мой выход пытаюсь обратить внимание на красноголовых корольков, поскольку очень бы хотелось отыскать гнездо этого вида. Это же относится и к малой мухоловке или зеленой пеночке, которые иногда здесь отмечаются в течение всего периода гнездования.

Также очень хорошее место для наблюдения за птицами – Центральный ботанический сад НАН Беларуси, где также отмечается множество гнездящихся видов. Среди них есть и редкие и малочисленные, как например, те же малая мухоловка, зеленая пеночка, садовая камышовка.

В условно дикие места за пределами Минска в настоящее время выезжаю сравнительно редко, поскольку это не вписывается в тематику моих исследований. Но при случае всегда пробегаюсь по хорошо знакомым мне лесным территориям в низовье реки Случь, проверяю известные мне гнезда крупных птиц. 

Есть ли любимчики среди птиц? За какими видами особенно любите наблюдать и почему?

Мне очень нравится вся птичья мелочь, лесные виды особенно, в частности, черный и певчий дрозды, зяблик и зарянка, ну и отдельно в компании любимых находится вяхирь. Меня привлекают эти виды: они легко узнаваемы, многочисленны и встречаются в самых разнообразных биотопах, что значительно облегчает использование их в исследованиях в качестве модельных. Меня интересует в первую очередь то, каким образом и за счет каких изменений в биологии гнездования этих экологически разных видов происходит внедрение и закрепление их на городских территориях.

Черный аист

Черный аист. Фото Валерия Домбровского

Среди крупных птиц очень нравится черный аист – таинственный житель заболоченных, труднопроходимых и старовозрастных лесов.

Расскажите о своем самом неожиданном или самом радостном наблюдении за птицами.

Самые неожиданные встречи, пожалуй, связаны с двумя всплывающими в памяти событиями. Первое – это когда я обнаружил в пойме Припяти небольшой участок старовозрастной дубравы с вкраплением участков граба, ясеня, который вокруг окружен сельхозполями.

Однако на данном пятачке до сих пор имеется гнездо черного аиста, в разные годы гнездилось от одной до двух пар черного коршуна, располагается гнездо канюка, которое занимает то сам канюк, то осоед. Всегда присутствуют 1-2 вокализирующих самца обыкновенной горлицы и несколько пар «краснокнижных» мухоловок-белошеек, а также гнездится пара серой неясыти. К тому же здесь до недавнего времени имелся барсучий городок. Сейчас это одно из самых моих любимых мест, которое я всегда посещаю.

Мухоловка-белошейка. Фото Павла Алексеева

А второе событие связано с поиском яиц кукушки в гнездах мелких воробьинообразных на небольшом участке дубово-грабового леса. Так вот, когда-то локализовав самку кукушки, которая несла яйца зябличьего (голубой морфы) типа, я впоследствии нашел яйца этой самки в гнездах зарянок, черноголовой славки и серой мухоловки. И это стало для меня ярким событием, которое отложилось в памяти. Дело в том, что и просто найти яйцо кукушки тяжело. А тут я стал свидетелем не только того, что кукушка с яйцами зябличьего типа специализируется на гнездах зарянок (в литературе описаны такие случаи), но и того, как из-за нехватки гнезд зарянок кукушка подыскивала себе альтернативных хозяев.   

Еще один случай связан с новым для фауны Беларуси видом. Однажды ко мне обратились знакомые и попросили определить необычную птицу, которую нашли мертвой у водоема в окрестностях Смолевич. Вместе с видео, на котором была запечатлена бедняга, мне еще передали кольцо, которое было у нее на лапе. Прежде чем по кольцу удалось узнать всю историю жизни данной особи, без сомнения можно было определить саму птицу – ею оказалась северная олуша, морская птица, которая ранее не отмечалась для Беларуси. Оказалось, что это была молодая птица этого года, окольцованная птенцом 31.07.2010 г. на о. Харлов в Баренцевом море (Кандалакшский заповедник, Мурманская обл., Россия). Но уже 5.10.2010 г., т.е. всего за пару месяцев, олуша смогла преодолеть расстояние почти в 1700 км вглубь континента, достигнув Беларуси.   

  Как начать различать птиц? Дайте совет начинающим бёрдвотчерам.

Я бы порекомендовал на первых этапах уделять внимание всем встречам любых птиц, даже если они знакомы, являются обычными для вас как наблюдателя. При детальном рассмотрении в бинокль казавшаяся знакомой птица вполне может стать новым для вас видом.

Также старайтесь определить все услышанные позывки и песни птиц, и хорошо бы, если бы вы всегда рассматривали птицу, которой принадлежит слышимый вами голос. Так у наблюдателя сформируется ассоциация между видом и песней, что не всегда может получиться, если учить голоса только по записям в домашней обстановке.

 


Падзяліся артыкулам у сацсетках:


Spelling error report

The following text will be sent to our editors: